|
||
Свои пожелания и предложения можно оставить тут
Реклама
|
Роман «Мать» Горького как "евангелие" социализмаКак известно, роман «Мать» был задуман Горьким как своего рода «евангелие социализма». Как обычно пишут литературные критики, роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен «христианской» символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна - с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа - первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя «Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра»». Путь Павла, как известно, кончается как бы «крестной жертвой». Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм - это «религия масс»). http://dil.tj/rossiyane/?Maksim_Gormzkii
Для кого же предлагал Горький эту религию? Читаем строки об отце Павла:
«Зарабатывал мало», но как-то Горький не пишет, в чем нуждалась семья, чего необходимого не могла купить. Когда Михаил Власов заболел, пришел к нему доктор, предложил сделать операцию - опять же, не пишет Горький, что не было денег на доктора, на операцию в больнице. Михаил сам отказался от операции. Но, может, жила семья Власовых в подвале, в бараке, в «коечно-каморочном общежитии»? - нет, по Горькому, все рабочие этой фабрики жили в этой рабочей слободке в отдельных домиках (арендовали их) - и, видимо, аренда была не в напряг, иначе уж точно упомянул бы это Горький.
Что это были за домики? Вот домик Власовых, семья из трех человек:
«Комната с двумя окнами» - это никак не менее 25 кв м, а весь дом, значит, не менее 35 кв м (скорее и побольше) - не так уж плохо для семьи из трех человек (а после смерти отца, для двоих), по тем временам. Напомню, что в СССР еще и в 1970-х годах на очередь на жилье ставили с жилплощадью менее 4.5 кв м на человека (позднее менее 6 кв м на человека), а жилье давали из расчета 12 кв м на человека - практически столько, сколько и было у семьи Власовых до смерти отца. Так что в СССР даже и в 1970-х годах их не поставили бы в очередь на улучшение жилья, и метраж жилья у них соответствовал советским нормам 1970-х годов. И - где же в семье Власовых нищета, нужда, недоедание? Будучи еще подростком (Павел), на этой фабрике зарабатывает достаточно, чтобы и оплачивать аренду этого отдельного домика, и приодеться, и гармонь купить (недешевая покупка). Кстати, вспомним, что действие романа разворачивается примерно в 1904\5гг - впоследствии неуклонно повышался и уровень жизни рабочих, и их социальное обеспечение. Ну а в те годы на многих крупных фабриках действовал общероссийский рабочий Союз Зубатова, который приобщал рабочих и к учебе, и к культуре, - но такую, более типовую для того времени фабрику Горький описать не мог - не получился бы его роман на такой фабрике. Что же, беспросветна и безвыходна была жизнь в этой рабочей слободке? Вроде нет. Вот Павел Власов начал было правильный путь:
Но одновременно Павел Власов подпадает под влияние социалистов. С чего они начинают охмурять его? Читаем:
Понятно. Естественная история по Дарвину. Мол, не Бог создал человека, а облезьяны. Интересно еще и то, что эти «наставники» аппелируют не к тому, что рабочие живут плохо материально - как говорит главный «наставник» хохол по фамилиии Находка:
Ну а его подельник, известный слободе сын вора Данилы, добавляет:
Постепенно эти социалисты разворачивают в поселке свою деятельность, печатают листовки. А что же слободские, рабочие? Читаем:
Н-да... Как-то подловато выглядит вся эта социалистическая агитация.... Подловато, подловато выглядят социалисты в этом «евангелии социализма» от А.М.Горького. И в истории с «болотной копейкой» - вместо того, чтобы вести с дирекцией переговоры, добиться приемлемых для обоих сторон условий и вместе сделать доброе дело, осушить болото, сразу - буза и стачка. Притом ведь у Горького: рабочим-то и не жалко эту копейку на осушение болота, но именно социалисты подбивают рабочих на стачку - сразу, без переговоров. И понятно, и Горький прямо об этом пишет, что главное для них, для социалистов - разжечь ненависть. И, хуже того, добиться крови - в разговорах между собой эти «герои» прямо об этом говорят. Вот и «милейший главарь» Андрей Онисимович Находка, приоткрыл личико:
А оказывается и убил уже - пока еще не сына своего, а заводского табельщика, который предлагал ему образумиться. Что, может быть, самое интересное, вся их философия - когда эти «спасители мира» философствуют - крутится вокруг того, что надо из души русского человека Иисуса Христа изнать (социалисты эти, их вожаки точно понимают, что именно Он, Христос, главная Препона на их пути!), и заменить Христа в душе неким «богом-другом» (так Андрей Онисимович «его» называет - а по существу, заменить ложной иллюзией о будущем всеобщем рае на Земле, без Бога и против Бога). В общем, мерзко все это читать! Надоело, честно говоря. И несчастную мать, Ниловну, уловили в свои сети эти заблудшие души. А ведь ей сердце-то с самого начала верно подсказывало, что мрак и ужас за всем этим стоит: . Конечно, и жалко и Павла Власова, и несчастную Пелагею Ниловну - но жалко прежде всего как сбившихся пути, как заблудших, как совращенных ложной иллюзией. *** Наберите в Яндексе «Горький. Богостроительство. Евангелие социализма» (хоть врозь, хоть вместе), и узнаете, что Горький увлекался т.н. «богостроительством», что он считал именно рабочий класс источником «боготворчества социализма», что выражение «евангелие социализма» еще от народников пошло, ну и что роман «Мать» именно как «евангелие социализма» и был им задуман и так и написан. На всякий случай напоминаю, что «Евангелие» в переводе с греческого означает «Благая весть» - так что именно как «благую весть о социализме» Горький и писал этот свой роман. Это все давно общеизвестно. Ну а поскольку этот роман действительно именно «евангелие социализма», то - с точки зрения людей, знающих Библию (хотя бы и неверующих) - главный теоретический вопрос и заключается в том, кто (вернее «что») ставится на место Иисуса Христа и на какие жертвы готовы адепты нового «Евангелия» ради своей веры. А.М.Горький устами А.О.Находки утверждает, что «ради дела и товарищей - сына убью». На самом деле это и есть момент истины этой новой «религии». С точки зрения верующего, христианина, Иисус Христос своей Жертвой положил конец этой ветхозаветной проблеме. И если даже после Его Воскресения кто услышит «глас божий», призывающий убить своего сына - для христианина ясно, что это не «глас божий», а от дьявола речи. Но не обязательно и верующим быть, достаточно просто быть порядочным и нравственным человеком (хотя бы и социалистических убеждений), чтобы понять, что надо жить по Нагорной проповеди, а не по «евангелию социализма». Ну вот, если адепты социализма не готовы к сыноубийству, происходит эволюция капитализма к обществу с сильными социальными гарантиями, иногда (как в Норвегии или Швеции) и прямо к социализму (по совковым понятиям нынешний норвежский социализм вообще скорее на коммунизм похожд, как его в совдепии представляли). Ну а в России к 1917году народ в значительной мере уже отпадал от православия (как стержня жизни), а образованное общество и почти полностью отпало, а такие адепты социализма как Ленин в 1915-17гг уже прямо призывали к братоубийственной Гражданской войне. Вот и получилось то, что получилось. ВЫВОДЫСначала, перечитав роман, мы выяснили, что вовсе не так плохо жили рабочие в той заводской слободе, которую описал Горький - жили в отдельных домах и не в тесноте, работал один глава семьи, денег хватало, в случае болезни доктор приходил, и операцию предлагал сделать если надо - и не в напряг по деньгам это было. Да и серьезные социологические и статистические исследования показывают, что уровень жизни и социальная защищенность рабочих в России в начале XX века, и уж точно в 1907-1917г были весьма высоки, см., например, статью на эту тему: http://proza.ru/2009/04/22/16А тяжесть и мрак жизни части рабочих заключались в отсутствии перспективы духовного развития, в монотонности жизни, в непрерывном пьянстве и драках, в низком уровне культуры, в начавшемся отпадении от православной веры (молодежь перестала и в церковь ходить). Павел Власов попытался было вырваться из этого круга, но попал в сети социалистов, которые именно и мутят воду в этой слободе, натравливают рабочих на заводское начальство и власть, вместо того, чтобы помогать им вести долгие и трудные переговоры в борьбе за свои права (как это было в те предреволюционные годы \1903-1904\ во многих городах России где действовал Общероссийский рабочий союз Зубатова). И, главное, эти социалисты понимают, что для победы им необходимо вытравить дух православия из народной души, и поместить на место Иисуса Христа некоего «бога социализма» - это и есть на самом деле главная мысль романа, который и сам Горький задумывал и написал как «Евангелие социализма». И главный вопрос оказался в том, что победить эти социалисты могут, только если готовы (как один из главарей этих революционеров в слободке, А.О.Находка) убить ради дела и товарищей собственного сына...
|