БИБЛИЯ И АСТРОЛОГИЯ
 
    Само слово "астрология" гораздо моложе слов Библии и, естественно,
там не встречается. В Библии встречаются строки о "небесных знамениях",
причем известно, что в канонических книгах Ветхого и Нового Заветов можно найти
как будто противоречащие друг другу строки о чтении небесных знамений. Этот факт
на самом деле не должен удивлять, так как всякое знание может быть использовано
как во имя добра, так и во зло. Можно ли найти в Библии "главное слово"
о значении небесных знамений?
      Первое упоминание о светилах,
звездах и небесных знамениях мы встречаем уже на первой странице первой книги
Ветхого Завета "Бытие" (стих 14), о четвертом дне творения:
 
    "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения
дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов"
     
Здесь совершенно недвусмысленно сказано "и для знамений", - которые,
естественно, надо уметь понимать, расшифровывать. В дальнейшем в Ветхом Завете
то же древнееврейское слово "знамение" встречается неоднократно, не
обязательно связанное со светилами и звездами, но каждый раз - с Волей Божией,
как и в приведенных выше словах книги Бытия.
      Само собой
разумеется, что слова "и для знамений" не призывают к суеверному почитанию
небесных светил как богов, как это было среди язычников. Но нельзя согласиться
и с теми толкователями Библии, которые трактуют слова "и для знамений"
лишь как то, что фазы луны, время восхода и захода различных звезд и комет служили
полезными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков. Зачем
же так принижать слово Божие, сводить Его к простой практике "младенческих
лет" человечества - так и всю Библию можно свести к "младенческому мировоззрению
древних".
Также и слова Бога, обращенные к Абраму (гл. XV, Бытие), -
"Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты сможешь счесть их", - трактуют
лишь как желание Бога "для большей наглядности" показать Абраму многочисленность
его будущего потомства. Гораздо труднее "опростить" следующие строки
из также канонической книги Иова (гл.38, ст.31-33): "Можешь ли ты связать
узел Хима и разрешить узлы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и
вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство
его на земле?".
      Со времен Иова никто, кажется, так
и не объяснил этот явно астрологический вызов Бога человеку, здесь невозможно
не заметить, отвергнуть астрологическую суть обращения Бога к Иову. Древнееврейское
слово маззарот (созвездия) относится, как считают, именно к зодиакальным созвездиям,
к двенадцати знакам Зодиака. "Хима", "Кесиль", "Ас с
ее детьми" - древнейшие названия созвездий соответственно Плеяд, Ориона и
Большой Медведицы. Общая суть обращения Бога к Иову, в ответ на его жалобы о своей
судьбе, понятна: судьба Иова записана в небесах и нечего жаловаться, надо знать
"уставы неба". Между прочим, Плеяды (Хима) всегда считались приносящими
необъяснимые всевозможные несчастья , так что "связать узел Хима", возможно,
означает претерпеть все несчастья. Воинственный Орион (Кесиль), следующий в небесах
за Плеядами, как бы преследует их, поэтому "разрешить узы Кесиль", возможно,
означает избавление от несчастий. Возможно также, что созвездия Плеяд и Ориона
были, как говорят астрологи, "ведущими" в гороскопе Иова, - поэтому
именно его веру и испытывал сатана перед Богом. Вероятно, звезды Большой Медведицы
также были сильно выражены в личном гороскопе Иова; некоторые из них считаются
связанными с религиозным водительством, особой миссией человека на земле.
      Но в плане обсуждаемой проблемы самыми важными являются следующие
слова: "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ УСТАВЫ НЕБА, МОЖЕШЬ ЛИ УСТАНОВИТЬ ГОСПОДСТВО ЕГО НА
ЗЕМЛЕ?" Здесь мы видим прямой призыв Бога к человеку знать, изучать законы
(уставы) неба, и здесь же выражена цель этого знания - следование этим Божественным
законам на Земле. Надо честно признать, что только так, с учетом первой страницы
Книги Бытия (о небесных знамениях) можно понять эти строки. Любое другое прочтение
- от лукавого.
      Это признают и некоторые исследователи Библии,
критически относящиеся к современной астрологии. Так, Генри Моррис в своей книге
"Библейские основания современной науки" пишет: "Вполне может быть,
что "знамения", данные Богом в небе, "проповедующем славу Божию",
изначально должны были стать для народов мира образным посланием... Такому посланию
не страшны ни катастрофа великого потопа, ни последующее смешение языков в Вавилоне,
поскольку оно нанесено несмываемой краской небесных светил".
   
  Итак, из первых Книг следует, что светила и звезды небесные являют нам Волю
Божию, и человек должен уметь читать знамения небес. Однако, сатана, "лжец
и отец лжи", обольщающий людей, всякое знание пытается оторвать от веры в
Бога и развернуть всякое знание против Его Воли. Не является исключением и знание
"знамений небес". В первых четырех канонических книгах Моисеевых нет
прямых указаний на греховность предсказателей, хотя, конечно, Вавилонское смешение
языков можно и нужно рассматривать как запрет Бога на постижение тайн неба во
имя своей гордыни. Но уже в пятой книге, во Второзаконии, мы находим осуждение
поклонения "воинству небесному". Так, Моисей завещает избранному народу
избегать идолопоклонства и, в частности, говорит: "И дабы ты, взглянув на
небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и
не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их все народам
под все небом" (Вт. IV:19). И далее говорится о том, что народу Израиля Бог
будет открывать будущее через Пророков - при этом только те из них от Бога, чьи
слова будут сбываться (Вт. XVIII:15-22). Евреи с самого начала своей библейской
истории были окружены народами, поклонявшимися самым разным богам, "воинству
небесному", так что забота Моисея о чистоте веры в Единого понятна, не требует
специальных комментариев и, очевидно, не отменяет изначальной Благой вести о звездном
откровении, звездном послании Бога человечеству в целом и каждому человеку.
      В других, более поздних книгах Ветхого Завета еще не раз можно
встретить осуждение "звездочетов и предвещателей по новолуниям" (Ис.
47:13,14), а также указания на то, что пророк много выше любого прорицателя (Дан.
I:20,; II:27; V:7,8), однако все это, очевидно, никак не отменяет главный вывод
нашего исследования: надо знать "уставы неба". Благая Весть в звездном
небе светит всем с библейских времен до сих пор, поэтому не прав был все упомянутый
выше Генри Моррис, когда написал: "Следует помнить, что каким бы ни было
исходное послание (в небесах), теперь мы не нуждаемся в нем. Теперь у нас есть
полное Слово Божие, в письменном виде, которое наставляет нас во всем, что необходимо
знать для веры и жизни сегодня. Возможно, примерно также думал и ветхозаветный
праведник Иов, пока не услышал Слово Божие об "уставах неба".
 
    О том, каково было отношение к астрологии в период между Ветхим и
Новым Заветами и что сказано о небесных знамениях в Новом Завете, мы расскажем
в следующих выпусках.
Борис Романов