Продолжается процесс, начатый летом нынешнего
года, когда деятельность А.Волошина становится более открытой для широкой
публики и наблюдается рост его представительских функций. Вопреки слухам,
сфера его влияния никоим образом не с ужается, все сколько-нибудь значительные
события в жизни страны проходят при его непосредственном участии. В их
числе можно назвать и военную реформу, и региональные контакты, и принятие
законодательных актов Советом Федерации.
13 октября В.Путин провел совещание с
премьером М.Касьяновым и главами силовых ведомств, которое считали традиционным,
с традиционным составом, в который входит и А.Волошин. Как было сообщено,
на совещании обсуждались “различные вопрос ы внутренней и внешней политики”.
Однако практически сразу после этого совещания (17.10) В.Путин активизировал
военную реформу и, среди прочего, объявил о закрытии российской станции
электронного слежения на Кубе. Слухи об этом событии просочились в СМИ
еще в августе после посещения А.Волошиными Кубы во главе российской делегации.
Тогда считали, что это провокационное заявление, к тому же оно было опровергнуто
официальными лицами, в частности, вице-премьером И.Клебановым и Министром
обороны С.Ивановым. Практически все аналитики пытаются идти дальше официального
объяснения этого шага соображениями экономии (за период перестройки Россия
потратила три миллиарда долларов на модернизацию центра в Лурдесе). Так
предположительно высказывается версия о переход е в отношениях с США с
тактики разработки двусторонних соглашений на односторонние шаги, которые
предполагают ответные действия другой стороны. По нашему мнению, процесс
может быть еще более глубинным и означает перемену стратегического курса
России, кот орая пересматривает вопрос о “главном потенциальном противнике”
и, по нашим прогнозам, сохранит эту позицию по меньшей мере в течение
ближайших 12 лет. Частично это находит подтверждение в высказываниях начальника
Генштаба РФ А.Квашнина, который считает, что изменения военно-политической
обстановки в мире и развитие военной техники во многом обесценили эффективность
центра.
Одним из значительных событий за истекший
период стало принятие Советом Федерации Земельного кодекса, которое, как
утверждают активно выступавшие против представители КПРФ, состоялось не
без участия А.Волошина, оказавшего влияние на гр уппу сенаторов. Это утверждение
не лишено оснований: общеизвестно, что В.Путин торопил СФ с принятием
данного законодательного акта. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа,
закон направлен на развитие инвестиционного климата в стране, причем не
только на иностранных, но и на отечественных инвесторов. Основные возражения
касались двух вопросов: продажи земли иностранцам и цены на землю в городах.
Однако сторонники кодекса подчеркивают, что в кодексе записана статья,
запрещающая продажу приграничных зо н иностранцам, что же касается цены
земли, которую собирается устанавливать государство, то только время (и
реформа чиновничьего аппарата) могут показать, насколько эффективен легальный
рынок по сравнению с "черным".
Принята программа развития Калининградской
области, в которой главным считают согласие государства инвестировать
регион, что может сделать его привлекательным и для другой стороны - Литвы,
Латвии, Польши. По словам М.Касьянова, Калинин градская область “исключительно”
важна для России, т.к. затрагивает ее стратегические интересы на Балтии.
Напомним, что А.Волошин принимает активное участие в решении кадровых
и иных вопросов в области региональной политики. Так, 21 сентября за его
подпи сью вышел указ о назначении нового заместителя полпреда Президента
в СЗФО по Калининградской области.
Что касается прочности положения А.Волошина,
слухи достаточно противоречивы. Так, в очередной раз говорят о несостоявшейся
замене руководителя администрации, на этот раз Е.Примаковым, чему якобы
помешали теракты в США и давние дружески е отношения Е.Примакова с арабами.
В то же время другие источники считают, что появился новый Березовский
- представитель нового поколения олигархов Пугачев - владелец крупного
Московского банка, имеющий влияние на небольшой московский телеканал.
При эт ом отмечается, что рост политического влияния Пугачева основан
на его близких отношениях с А.Волошиным.
В течение всего ноября прогнозируется
активное участие А.Волошина в военной и банковской реформах с определяющим
влиянием на кадровые вопросы.
Наиболее сложным для него периодом будет
вторая половина ноября, когда его интересы могут вступить в противоречие
с государственными, и дальнейшее развитие событий во многом зависит от
готовности А.Волошина к разумным компромиссам. В э то же время вероятны
дальнейшие изменения в структуре администрации Президента, возможно, это
относится к деятельности комиссии по вопросам реформирования государственной
службы РФ, которой руководит М.Касьянов (напомним, что рабочую группу
возглавляет п ервый заместитель руководителя администрации Президента
Д.Медведев). Тем не менее, мы по-прежнему считаем, что об отставке речь
не идет. Тем более что, возможно, именно в этот период А.Волошину будет
поручена разработка локальной задачи, имеющей отношени е к стратегической
линии, проводимой государством в регионах.
В период 1-5 ноября вероятно усиление
представительской деятельности А.Волошина, возможны также сделанные им
публичные заявления. В это же время велико его влияние на решение вопросов
в области военной и банковской реформ.
В период 9-13 ноября вероятна инициация
А.Волошиным разногласий и скандалов в Думе, что будет иметь продолжение
(уже без его непосредственного участия) и резонанс общественного мнения
19-22 ноября.
Прогнозируется обсуждение спорных вопросов
в кулуарах в третьей декаде месяца, при этом именно в это время будет
формироваться дальнейшая стратегическая линия и обговариваться условия,
на которых продолжится деятельность А.Волошина.
Из информационного бюллетеня №10
Еще в мае мы говорили о том, что в настоящее
время лучшим вариантом для А.Волошина могло бы стать перераспределение
ответственности внутри службы администрации Президента РФ, но эт о будет
трудно сделать, т.к. А.Волошин стремится сохранить за собой контроль за
всеми сферами жизни в России. Казалось бы, с созданием службы С.Ястржембского
и назначением Д.Козака такое перераспределение произошло. Однако уже в
сентябре появились сообще ния о серии поездок А.Волошина по федеральным
округам. Так, 11 сентября он посетил Северо-Западный округ (полномочный
представитель Президента В.Черкесов) с целью провести закрытое рабочее
совещание по вопросам взаимодействия аппарата Президента РФ и пол предства
(результатом явилось заявление А.Волошина о том, что “институт полпредства
состоялся”). Таким образом, вопрос о распределении полномочий остается
очень спорным, и это не слишком благоприятно для самого А.Волошина - попытка
удержать в своих руках всю полноту влияния, по нашим прогнозам, может
сказаться на его положении резко отрицательно.
Тем не менее, по опросам, проведенным
в июле 2001 года в 13 городах России, призванным установить рейтинг в
первой сотне самых влиятельных российских политиков, в настоящий момент
А.Волошин делит четвертое-пятое места с А.Чубайсом, хот я влияние их обоих
на политику России некоторые эксперты считают отрицательным. Вообще же,
имя А.Волошина постоянно (независимо от его реальных дел) поминается всуе,
как наиболее яркого представителя эпохи, которая отходит в прошлое. Так,
В.Черепков (быв ший кандидат в губернаторы Приморского края, исключенный
из списка кандидатов за несколько дней до второго тура, а в первом занявший
второе место), высказался о своем намерении создать партию, способную
влиять на власть и в качестве собственной позиции ( или политической спекуляции),
высказался в том плане, что А.Волошин и его команда - настоящие управители
страны при декоративном президенте Путине. И вряд ли в ближайшее время
подобного рода спекуляции прекратятся.
Вопросы же реформирования административного
аппарата становятся более актуальными. По распоряжению Президента РФ В.Путина
создана комиссия по вопросам реформирования государственной службы РФ,
которой будет руководить премьер-министр М .Касьянов и в состав которой
входят представители администрации Президента, аппарата правительства,
министерств и ведомств. Рабочую группу возглавляет первый заместитель
руководителя администрации Президента Д.Медведев. Предполагается, что
реформа коснет ся тех чиновников, деятельность которых соответствует реализации
государственной власти, т.е. в том числе и министров, чиновников налоговой
службы и т.п. Предполагается создание единого российского кадрового резерва,
введение системы аттестации кадров, к онкурсной системы при назначении
на должность, повышение заинтересованности государственных служащих в
защите интересов государства, в частности с помощью повышения зарплаты
чиновникам, принимающим решения), разработка административных регламентов
(такую работу предполагается провести на межведомственной основе). В соответствии
с распоряжением 7 сентября М.Касьянов провел совещание по вопросам реформирования
государственной службы РФ. Первое заседание комиссии должно состояться
в октябре-ноябре 2001 год а и к этому времени рабочей группой должен быть
подготовлен анализ существующей системы государственной службы и проект
ее реформирования.
Напомним, что в начале 2001 года также
по указанию Президента РФ подобными разработками занималась группа Госсовета
под руководством Ю.Лужкова. Однако сейчас отмечается, что тот материал
был экспертным, ни с кем официально не согласовы вался и рассматривал
проблему более широко, чем предполагается это делать в настоящее время.
Напомним, что одним из выводов, сделанных группой Ю.Лужкова, была рекомендация
по упразднению службы администрации Президента. В данный момент администрация
През идента не просто представлена в группе, но и возглавляет сам проект,
поэтому радикальных мер в отношении нее ждать не следует.
Следует затронуть еще одну тему, которая
является актуальной для А.Волошина, под чьим патронажем находится Альфа-банк.
На 27 сентября назначено обсуждение проектов банковской реформы на заседании
правительства. В настоящее время вариан тов реформы три - Центробанка,
Российского союза промышленников и предпринимателей, профессионального
объединения банкиров. Предстоит определить место малых банков в банковской
системе (возможно, что уставной капитал будет настолько велик, что большая
ча сть ныне существующих банков перестанет функционировать), сроки введения
международных стандартов (предполагаются достаточно отдаленными, однако
не исключен более жесткий вариант - по международным стандартам опять-таки
большая часть банков не может суще ствовать) и судьбу госбанков (по предложению
союза промышленников их следует выделить в отдельную категорию, закрепив
за каждым только те конкретные функции, для которых он создавался, против
чего ЦБ решительно возражает). По нашим прогнозам, несмотря на уверения
участников будущего совещания, что разногласия практически сняты, в октябре
обсуждение вступит в новую фазу, и ранее третьей декады октября нельзя
ожидать достижения принципиальных договоренностей. Тем не менее, это событие
отразится на финансо вом положении А.Волошина (но все же не затронет его
влияния на события в России), и наиболее резкие перемены относятся к периоду
24-28 октября.
Что касается отставки А.Волошина, то слухи,
по всей вероятности, усилятся, однако, вероятность их реализации очень
мала. Тем не менее, в период 1-7 октября А.Волошина могут ожидать серьезные
неприятности, связанные с поддержкой Президе нтом лиц, интересы которых
пересекаются с интересами А.Волошина. Подчеркнем, что время индивидуальных
(А.Волошин и команда) действий прошло, в настоящий момент А.Волошин должен
консолидироваться с другими группами (или группой), альтернативой может
быть только постепенная утрата влияния.
Основных изменений в структуре администрации
Президента, в отношениях А.Волошина, с В.Путиным, а также в дальнейшем
изменении функциональных обязанностей А.Волошина, следует ожидать в период
15-20 октября. Наиболее вероятно, что эти из менения будут позитивными.
Возможно, в это время будут предприняты зарубежные поездки в качестве
представителя России. Напомним, что возобновление представительской деятельности
А.Волошина состоялось в начале августа 2001 года в качестве главы делегации
на Кубу.
Наиболее благоприятным для А.Волошина
в октябре (если не считать возможных финансовых потерь) выглядит период
с 23 по 28, когда возможно оформление новых планов, в т.ч. структурных
(возможно, это имеет отношение к работе комиссии по ре форме государственного
аппарата). Во всяком случае, вполне вероятно, что А.Волошин сделает неожиданный
и выигрышный ход, способствующий укреплению его положения.