2002 год будет для А.Волошина сложным,
и, с большой долей вероятности, последним на нынешней должности. Однако
по нашим прогнозам, это случится нет так скоро, как предполагают его оппоненты.
Для А.Волошина в 2002 году можно отметить следующие этапы:
Май - участие в разработке условий соглашений по различным вопросам экономики.
Начало мая - очень сложное для него время.
Июль - большое влияние на распределение финансовых потоков, в частности,
в сырьевом бизнесе.
Сентябрь - возможная отставка с настоящей должности, перемена деятельности.
Большая вероятность "варианта Немцова" - принесение в жертву
неким политическим силам как наиболее яркого представителя определенного
политического течения.
Октябрь-ноябрь - активность в новых сферах, большое влияние на экономику.
Политическое влияние в определенной степени сохранится.
Таким образом, даже если отставка состоится, что в 2002 году высоко вероятно,
все же А.Волошин сохранит влияние на политическую и экономическую ситуацию
в стране.
Из информационного бюллетеня №02_02
В январе, как и ожидалось, начался новый виток интриг,
и, как мы и прогнозировали в предыдущем выпуске, действительно был возобновлен
запрос в Генпрокуратуру по деятельности А.Волошина на прежних основаниях.
Напомним, что группа депутатов Госдумы, представители КПРФ, ЛДПР и СПС
обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить факты коммерческой деятельности
А.Волошина, имевшие место до его назначения на пост главы администрации
Президента. В частности, это касалось компании AVVA, банка "Чара",
фирмы "ЛогоВАЗ" и учрежденных ею чековых инвестиционных фондов.
Позиция Генпрокурора оставляет широкий простор для разного рода предположений.
По словам В.Устинова, эта проверка - часть рутинной работы и "никакого
дела Волошина нет", однако, если проверка выявит нарушения закона,
глава администрации за это ответит. И эти предположения не замедлили последовать.
Так, сопредседатель общественного политического движения "Либеральная
Россия" С.Юшенков прокомментировал это событие как продолжение расправы
над теми, кто ранее входил в команду Б.Ельцина. По нашему мнению, расследование
Генпрокуратуры не предвещает ничего серьезного для А.Волошина, хотя отголоски
этой истории проявятся в третьей декаде февраля, а затем в мае 2002 года
- в последний период в гораздо более скандальной форме, и могут послужить
поводом для оказания давления на официальные структуры и косвенно повлиять
на положение А.Волошина: высоковероятно, это будет возмущение депутатской
группы деятельностью Генпрокуратуры.
Подтвердился и другой наш прогноз, по поводу возможных новых провокаций
во второй декаде января со стороны заграничных оппонентов. В данном случае
в этом качестве выступает Б.Березовский, объявивший предложение о продолжении
работы канала TВ-6 под контролем стороннего лица "шантажом со стороны
Волошина и Лесина".
Для А.Волошина публичность принесла свои плоды. Так, по результатам опроса,
проведенного в конце декабря Центром исследований общественного мнения
"Глас народа", рейтинг А.Волошина за последний год вырос и приближается
к рейтингу В.Путина. По оценке по 10-балльной шкале Владимир Путин по-прежнему
остается на первом месте (8,31 балла в столице и 7,04 в регионах), но
разрыв между ним и А.Волошиным уже не так велик (6,37 и 4,05 балла соответственно).
В результате упорное раздувание скандала, активные разговоры о компромате
и борьбе партий и попытка представить нынешнее состояние дел в Кремле
как борьбу между командами "разного призыва" служат в последние
два месяца хорошей дымовой завесой, маскирующей начало действительно серьезных
перемен. В том, что касается А.Волошина, на наш взгляд, ключевой информацией
января стало сообщение о завершении процесса подготовки к реформированию
Госслужбы. Напомним, что в основу положена Концепция реформирования Госслужбы,
разработанная в администрации Президента и принятая летом 2001 года, положения
которой не были представлены прессе. Этот факт, наряду с тем, что сфера
деятельности А.Волошина неуклонно расширяется, приводит к выводу о том,
что в будущем администрация Президента не будет играть столь существенную
роль, (что, кстати, следует и из текста опубликованной Программы), и сама
должность главы администрации не будет больше давать ее обладателю столь
существенных, как в настоящее время, полномочий. Возможно, что для Александра
Стальевича уже подготовлено другое кресло, позволяющее обойти постоянные
нападки со стороны различных кругов, считающих, что администрация должна
быть сугубо служебной структурой.
По-прежнему активное участие принимает А.Волошин в работе с полпредами
в федеральных округах. Так, 28 декабря в Москве обсуждались итоги работы
2001 год и задачи на 2002 год, связанные, в основном, с проблемами местного
самоуправления. А 15 января, в рамках этой работы А.Волошин посетил Екатеринбург.
Основной целью визита назван анализ работы аппарата полпреда в УрФО. По
итогам визита А.Волошин положительно оценил деятельность аппарата полпреда
по приведению в соответствие с требованиями Конституции законов и уставов
субъектов Федерации, указов и распоряжений губернаторов, руководителей
органов местного самоуправления, а также в вопросах внешней экономики,
формировании благоприятного инвестиционного климата. В качестве установок
на будущее названо, в первую очередь разграничение полномочий и предметов
ведения между Федерацией и субъектами, а также проблема детской безнадзорности,
поддержка малого и среднего бизнеса, жилищно-коммунальная реформа, словом,
все в рамках общей стратегической линии, заявленной в настоящее время
в государстве.
Однако, по-видимому, основной целью визита являются экономические вопросы.
В частности, одной из основных задач становится формирование модели отношений
полпредов с финансово-промышленными группами и возможность российских
производителей конкурировать с иностранными. По всей вероятности, именно
в решении этой задачи и будет играть одну из ведущих ролей А.Волошин в
качестве аналитика и одного из основных разработчиков стратегии. В УрФО
на основании анализа 400 федеральных законов подготовлено несколько тысяч
предложений по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий для
последующего внесения в законодательные акты, в том числе и по экономическому
блоку. Предложения переданы в Комиссию при Президенте РФ, которую возглавляет
заместитель руководителя администрации Дмитрий Козак.
Помимо связи региональных дел, участия в реформировании естественных монополий
(плавно переросшее в государственное регулирование их деятельности), вмешательства
в банковскую реформу и т.п., А.Волошин начинает принимать участие в интеграционных
процессах бывших союзных республик. Так, 27 декабря состоялось заседание
организационного комитета по проведению в 2002 году в Российской Федерации
Года Украины под председательством А.Волошина. Год Украины в России проводится
по инициативе президентов двух стран с целью дальнейшего развития российско-украинских
отношений и расширения двусторонних связей в области науки, образования
и культуры.
Февраль можно охарактеризовать как месяц высокой политической активности
А.Волошина, причем круг его обязанностей расширится. Последнее относится
и к финансовым вопросам, и к влиянию на принятие законодательных актов.
Мы прогнозируем, что финансовые вопросы в феврале станут основной сферой
приложения усилий А.Волошина, в которой он может выступить не только в
качестве посредника или манипулятора, но и вполне официально принять участие
в разработке стратегической линии. При продолжении нападок со стороны
оппонентов можно ожидать, что А.Волошин сумеет блестяще использовать их
для повышения своего авторитета и влияния.
Уже с первых чисел месяца можно ожидать новых поворотов в финансовых проектах,
инициированных А.Волошиным, по всей вероятности, в качестве посредника.
Возможно, увеличится количество поездок в регионы, усилится представительская
деятельность, которая в этот период весьма успешна. Это время идеально
подходит для организационных преобразований, а также для аналитической
работы в отношении разного рода структур, поэтому можно ожидать, что результаты
его деятельности будут учтены при разработке различных программ, таких
как система взаимоотношений регионов с центром, программа реформирования
Госслужбы, статус Центробанка и пр. В течение всего этого времени сохраняется
истерия вокруг его фигуры, хотя вряд ли на этот раз даже оппоненты будут
говорить о скорой отставке - рассмотрение запроса Генпрокуратурой позволяет
временно снять остроту этой проблемы. В то же время велика вероятность,
что на этой волне А.Волошин приобретет не только противников, но и сторонников.
Уже сейчас появляются характеристики, которые рекомендуют его как человека
высокой работоспособности, стратега и мастера политической интриги, и
выводы, что удерживается он на своей должности благодаря выдающимся личным
качествам.
Во второй декаде февраля вероятна инициация А.Волошиным проектов, не имеющих
под собой реальных оснований. Во всяком случае, ничего из заявленного
в это время впоследствии не будет реализовано на сто процентов, а некоторые
начинания не найдут понимания у вышестоящих. Не исключено, что А.Волошин
в очередной раз спровоцирует крупный скандал, скорее всего, в Госдуме.
Возможно, что истинной его причиной, в русле какой бы тематики он ни проходил,
будут кадровые вопросы и/или права и полномочия представителей определенных
политических кругов. В это же время будут подняты вопросы финансирования
государственных программ, в которых А.Волошин примет деятельное участие.
Со второй декады февраля начинается долгосрочная тенденция по изменению
имиджа А.Волошина. В это же время возможно более полное участие в принятии
решений по топливно-нефтяной сфере государственного бизнеса.
Начиная с середины февраля, участие А.Волошина в масштабных проектах будет
проходить четко в русле наметившихся экономических течений, при поддержке
соответствующих министерств. Возможно также, что и общественность начнет
оценивать его влияние на политику государства как положительное (напомним,
что если в начале 2001 года опрос общественного мнения показал отрицательное
влияние, то в конце года, при возросшем рейтинге, - слабо положительное).
В начале третьей декады февраля возможно давление на А.Волошина со стороны
официальных структур, однако, ситуация будет складываться для него благоприятным
образом. Вероятны спекулятивные операции, проводимые как в русле государственных
интересов, так и в личных интересах. В последних числах февраля возможно
обсуждение первых результатов, полученных Генпрокуратурой, или, что более
вероятно, претензий депутатской группы по поводу отсутствия таковых.