В конце января традиционный круглый стол,
организованный программой "Пост-скриптум" (ТВЦ), был полностью
посвящен анализу, критике и прогнозам персонально по президенту В.Путину.
Рассмотрим по порядку проблемы, обсуждавшиеся там известными российскими
политологами.
1. В плане внешней политики главной проблемой была названа утрата Россией
традиционного стратегического пространства, прежде всего в Центральной
Азии, строительство в Киргизии и Узбекистане военных баз США, с согласия
России и при этом без каких-либо видимых политических дивидендов, кроме
уже традиционных со стороны США обещаний "равноправного партнерства".
Правда, не все участники круглого стола согласились с негативной оценкой
политики В.Путина в Центральной Азии. Так, В.Никонов (фонд "Политика")
считает, что объективная экономическая слабость России просто не позволяет
В.Путину разговаривать с США на равных, поэтому Путину остается только
лавировать и уступать минимум возможного. Конечно, экономическая слабость
России - объективный фактор, но мы, в отличие от многих политологов, полагаем,
что ситуация в Центральной Азии складывается для России в стратегической,
долгосрочной перспективе как раз в выгодном направлении.
Напомним, что 9 февраля США дали России официальные гарантии того, что
их военное присутствие в Средней Азии не будут носить долговременный характер,
однако, как мы отмечали выше, в разделе "Внешняя политика",
эти официальные гарантии, на наш взгляд, призваны больше успокоить внутреннюю
оппозицию В.Путину в "национал-патриотических" и высших военных
кругах России.
Выше, во втором разделе настоящего бюллетеня мы рассмотрели проблему ослабления
роли России в республиках СНГ Центральной Азии и пришли к выводу, что
в сложившихся после 11 сентября 2001 года новых реалиях плюсы для России
от усиления влияния США в этом регионе едва ли не перевешивают минусы,
и что в стратегическом плане оценка зависит от того, будет ли продолжен
В.Путиным ранее взятый курс на сближение с США. Не будем повторять здесь
весь анализ, приведенный нами в разделе о внешней политике России, разовьем
высказанные там положения в другом направлении, связанным с долгосрочными
прогнозами для самих США и с будущими военными конфликтами в Центральной
Азии.
Мы прогнозируем, что проамериканский курс во внешней политике России будет
продолжаться по крайней мере до наступления в США сильного экономического
и общего системного кризиса. Напомним, что на весну этого года мы ранее
предсказывали наступление первых признаков этого кризиса, однако, еще
не в катастрофической форме. Возможно, к лету США преодолеют нынешний
спад, - хотя в марте-мае новые испытания могут снова поставить их экономику
под удар. Но значительно сильнее кризис проявится во второй половине 2003
года, а с 2008 года США начнут стремительное падение и их влияние в мире
сильно ослабеет. На 2008 год, напомним, мы прогнозируем и крупномасштабные
военные конфликты, в частности, в Центральной Азии (ИБ№1-2002). Для России
гораздо выгоднее, если военные базы США не только останутся, но и укрепятся
там к этому времени.
Заметим, однако, что если наши прогнозы о большой войне на южных рубежах
СНГ в 2008 году верны, то тогда и самой России нужна будет сильная профессиональная
армия В связи с этим принимаемый в настоящее время пятилетний план реформирования
армии (2002-2007гг) как нельзя более своевременен и, подчеркнем, не может
откладываться теперь ни на один год. Более того, учитывая, что призываться в 2008-2015 годах будет поколение
1990-1997 годов рождения, - поколение демографической катастрофы, - российская
армия должна стать на 100% профессиональной уже с 2006-2007гг, чтобы к
2008 году в ее состав входили не первогодки, а опытные солдаты и офицеры.
Кстати, в связи с перспективами поколения 1990-1997гг можно вспомнить
и о физкультуре. Можно сколько угодно острить и смеяться по поводу этих
инициатив В.Путина и решений Госсовета, но напомним, что в свое время
(в начале 1960-х) президент США Дж.Кеннеди ужаснулся физическому состоянию
американцев и начал компанию пропаганды в США спорта и здорового образа
жизни. В.Путин еще в декабре 1999 года впервые вынес вопрос о здоровье
нации и спорте на заседание правительства. В России действительно катастрофическое
положение со здоровьем. Коэффициент жизнеспособности населения =1.4 балла
по пятибалльной шкале ЮНЕСКО (ниже Гаити и Сомали). У нас занимаются физкультурой
8% населения, в то время как за рубежом от 40 (Европа) до 60 (США)%.
Вернемся, однако, к рассматриваемому вопросу, о базах США. Хотя в долгосрочной
перспективе военное присутствие США в Центральной Азии может оказаться
полезным, но, в кратко и среднесрочной перспективе (2002-2003гг) эти базы
могут стать и "камнем преткновения" России и США. Предположим,
России не удастся в ближайшие месяцы "развернуть" Саддама Хусейна
в направлении сотрудничества с мировым сообществом, с ООН, и он по-прежнему
не будет в полном объеме выполнять требования по контролю за своими засекреченными
объектами. Тогда США в сентябре-ноябре начнут против Ирака военную операцию.
Естественно, военные базы США в Киргизии и Узбекистане будут прямо или
косвенно задействованы в ее подготовке и проведении. Можно себе представить,
какую мощную оппозицию получит В.Путин в военной элите России и в кругах
коммунистов и национал-патриотов! Вероятно, все эти варианты развития
должны просчитываться Кремлем уже сейчас. Мы полагаем, что прогнозируемое
нами с мая-июня резкое ужесточение внутренней политики В.Путина будет
направлено не только против коррупции и других негативов в экономике,
но и против этой оппозиции в военной верхушке страны.
2. На круглом столе подверглась критике Путинская "вертикаль власти".
Когда В.Путин, придя в Кремль, начал выстраивать свою вертикаль, это было
воспринято всеми как насущная необходимость. Но теперь именно она становится
главной мишенью для критики, потому что "теперь ни один институт
власти, ни одно ведомство не работает сейчас без определенного сигнала
сверху" ("НГ", 31 января. "Момент истины для Путина
еще не наступил")
Действительно, в настоящее время четкого разграничения полномочий Центра
и территорий не существует. К тому же в отношениях Кремля с территориями
главенствует принцип "от каждого - по возможности, каждому - по усмотрению
Центра", так что сегодня, кажется, уже не осталось ни одного региона,
который не стоял бы в "очереди" на хоть какие-то дотации из
бюджета. Весь прошлый год над проблемой разграничения полномочий работала
комиссия Д.Козака. 15 января с.г. были опубликованы основные положения
Концепции реформирования государственной службы РФ, что было заявлено
как приоритетное направление государственной политики, и это может иметь
в создавшихся реалиях определяющее значение для развития российской экономики.
Одним из пунктов этой Концепции как раз и значится "приведение государственной
службы в соответствие с новыми экономическими условиями". Большое
внимание в программе уделено как раз взаимоотношениям Центра и регионов.
Программа рассчитана на 2003-2005 годы. По нашим прогнозам ее выполнение
будет ускорено, а первые подготовительные мероприятия в ее рамках мы прогнозируем
уже на май-июнь с.г. (ИБ№2-2002, с.14-15). Таким образом, хотя критика
"вертикали власти" отчасти справедлива, однако, В.Путин контролирует
ситуацию и предпринимает меры для наведения порядка в этой важнейшей сфере.
3. Некоторые известные политологи и политики (С.Караганов, И.Бунин, Б.Надеждин)
считают, что к настоящему времени у В.Путина резко сузилось информационное
пространство, он окружил себя не слишком профессиональными людьми ("питерцами"),
которые не предоставляют ему полной картины происходящего в стране. Эти
эксперты пришли даже к выводу, что "координирующего центра, который
подготавливает серьезные политические решения, у Кремля сегодня нет"
("НГ", 28 января 2002г).
Отметим, что это не новая тема для московских СМИ, и она так или иначе
муссируется уже не первый месяц, в основном в пролужковских (и пропримаковских)
кругах и СМИ. По нашему мнению, проблемы информирования и выработки решений
Кремля сильно преувеличены теми, кого не привлекают теперь непосредственно
к этой работе. Конечно, проблема недостаточного профессионализма отдельных
выдвиженцев последних лет существует, но она не является неразрешимой
или определяющей решения самого В.Путина. Ранее в наших анализах (в информационных
бюллетенях) мы неоднократно отмечали, что стиль мышления и работы В.Путина
не московский (византийский), а западный, точнее петербургский. Это еще
долго будет вызывать аллергию в Москве.
4. В январе почти все центральные (московские) СМИ дружно гадали о судьбе
"шестой кнопки" (ТВ-6) и "скорбели" о судьбе свободы
слова в России. Правда, такие "зубры" и профессионалы телевизионной
журналистики как С.Шустер и В.Познер пришли к более объективному выводу
о том, что в России свобода прессы остается и теперь (не говоря уже о
временах Б.Ельцина) большей, чем на Западе и, особенно, в США. Ими приводились
примеры жесточайшей военной цензуры во время операции "Буря в пустыне"
и последней военной операции США в Афганистане, а также совсем недавние
примеры рекомендаций госдепа США всем аккредитованным в Москве журналистам
воздержаться пока от комментариев январского ежегодного послания Дж.Буша
Конгрессу США (В.Познер, ОРТ, 3 фераля).
Как известно, судьба ТВ-6 будет решаться федеральной конкурсной комиссией
27 марта. Министр М.Лесин заверил Госдуму 6 февраля, что конкурс будет
проведен честно и никакого давления на комиссию кем-либо оказываться не
будет. Наш прогноз таков: независимо от решения комиссии после 27 марта
Е.Киселевым (и Б.Березовским) будет инициирован ряд крупных скандалов
(в частности, с пиком 16-27 апреля), которые в общей сложности будут тянуться
до конца июня. На июнь мы прогнозируем максимальную активность Б.Березовского.
24-30 июня его ожидают тяжелые события, с его стороны последует громкое
заявление, вызывающий демонстративный шаг, громкий скандал. Эти скандалы,
вкупе с другими драматическими событиями мая (см. наши общие прогнозы)
приведут к значительному ужесточению внутренней политики В.Путина, в том
числе и относительно СМИ.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ "ДОКТРИНА ПУТИНА". Вообще в последние месяцы,
после резкого прозападного разворота внешней политики В.Путина, вместо
прежнего вопроса "кто вы, мистер Путин?" более уместен стал
вопрос о внешнеполитической "доктрине Путина". Можно ли говорить
о такой доктрине, - аналогично тому, как в мире сейчас, после блестящих
побед США и принятым Конгрессом "на ура" ежегодном послании
Дж.Буша говорят уже о "доктрине Буша"?
Отдельные черты и направления "доктрины Путина", пожалуй, уже
определились, другие - вырисовываются по мере развития событий. В основе
этой доктрины лежит, во-первых, признание нового однополюсного (во главе
с США) миропорядка и, во-вторых, обоснованное стремление занять в этом
новом политическом ландшафте если не второе (после США), то равное с объединенной
Европой (и НАТО) место. Это стремление обосновано тем, что Россия является
вторым после Саудовской Аравии экспортером нефти и первым в мире экспортером
энергоресурсов в целом. Само собой, ядерный потенциал России также дает
основания претендовать на особую роль. До сих пор недооценен мощный экологический
потенциал России, в том числе возможности стать в дальней перспективе
самым крупным в мире производителем экологически чистых продуктов
сельского хозяйства.
В военно-политическом плане США после блестящей победы в Афганистане (потери
составили всего десять человек, причем лишь один военнослужащий погиб
в бою) испытывают вполне понятное головокружение от успехов.
Напомним, однако, что еще в ноябре-декабре прошлого года США заявляли,
что Россия помогла им в Афганистане больше, чем НАТО, и это не было преувеличением:
именно Россия вооружила Северный Альянс и предоставила США, по их же признанию,
чрезвычайно ценные развед. данные. При любом новом обострении военно-политической
обстановки США вновь вспомнят о России, это неизбежно. В.Путину следует
в ближайшей перспективе сохранять взятый курс на взвешенный и спокойный
подход к возникающим в отношениях с США проблемам, в частности:
1. Сохранять дружеские отношения с США даже теперь, в стадии их "головокружения
от успехов"- иначе они просто не будут нас слушать.
2. Требовать доказательств причастности "стран оси зла" (по
терминологии США) к мировому терроризму. У нас у самих есть подозрения,
что, например, Ирак поддерживает отношения с руководителями мирового терроризма,
но подозрений недостаточно.
3. Требовать от Запада, от США не применять политику двойных стандартов
- Саудовская Аравия тоже тайно поддерживает террористов, или во всяком
случае, недостаточно контролирует их организации на своей территории.
Во всяком случае тот признанный в самой Саудовской Аравии факт, что в
событиях 11 сентября принимали участие 19 ее граждан, говорит сам за себя.
Кстати, заметим, что выявленные на базе Гуантанамо среди пленных талибов
этнические чеченцы и найденные также в начале в Чечне документы из архива
Дудаева, - план захвата ядерной подлодки во Владивостоке, разработанный
Масхадовым, - все это значительно усиливает позиции России в чеченской
проблеме в глазах мирового сообщества.
Что касается проблемы названных США трех стран "оси зла", то
у России есть очень хорошие возможности стать посредником между Ираком,
Ираном, Северной Кореей и США, - при, опять же, сохранении хороших отношений
с США. Эти шансы надо максимально использовать.
Однако, все надежды Кремля занять достойное место в новом миропорядке
могут пойти прахом в случае сползания России в новый экономический кризис.
ПРОГНОЗЫ. Напомним то, что мы писали в декабре прошлого года, в
ИБ№1-2002 о ближайших месяцах:
"В России мы ожидаем в первые месяцы 2002 года высокий уровень инфляции,
ухудшение уровня жизни. Большие сложности ждут В.Путина и в отношениях
с США; кроме того, на январь-февраль мы прогнозируем драматические события
на Ближнем Востоке, связанные с Ираком и Израилем, - России придется четко
определить свои позиции и использовать все свое влияние, чтобы ситуация
не вышла из-под контроля и не обернулась резким обострением с непредсказуемыми
последствиями. Кризис в российской экономике (и банковской системе) назреет
к марту. Значительно усилится также оппозиция международному и внутреннему
курсу В.Путина со стороны КПРФ и национал-патриотов. Пик международной
нестабильности, обострения ситуации в неспокойных регионах и новых терактов
мы прогнозируем на май. С июня начнется "закручивание гаек"
и в России, - В.Путин вынужден будет жестко реагировать на внешние и внутренние
драматические события и угрозы".
Как видно, наши декабрьские прогнозы о высокой инфляции полностью оправдались.
Что касается прогнозов по Ираку, то, как мы отмечали в предыдущих разделах
настоящего бюллетеня, "на поверхности" оказалась лишь видимая
часть айсберга - в начале февраля Саддам Хусейн обратился к ООН с предложением
начать переговоры без всяких предварительных условий. Мы можем лишь предположить,
что такой разворот иракского лидера стоил российской дипломатии больших
усилий. Увы, мы можем предположить, что эти усилия все же не принесут
должных плодов. Во всяком случае в ближайшие месяцы, пока США испытывают
головокружение от успехов в Афганистане.
Кстати, на фоне этой практически бескровной для самих американцев и очень
широкомасштабной операции просто вызывающе трагически выглядит загадочная
серия катастроф вертолетов в Чечне: с середины января по середину февраля
разбилось пять вертолетов, потери составили десятки человек, в том числе
высшие офицеры. Комиссия по расследованию этой серии катастроф фактически
не смогла четко назвать причины, кроме общего состояния вертолетной техники.
Возникает, однако, вопрос - почему именно в Чечне и в столь короткий период
произошла эта серия катастроф? Наш анализ показывает, что в период с конца
января по 17 февраля именно в регионе Чечни проходила особая аномальная
зона влияния редких космических факторов. На основании этого анализа
мы можем сделать прогноз о том, что подобная аномальная зона снова сформируется
в Чечне с середины октября по 20 ноября с.г. - возможно, в этот период
нужно просто максимально сократить число полетов, как на вертолетах, так
и на другой авиатехнике. Кроме того, в указанный период увеличивается
опасность захвата авиатехники боевиками.
Из информационного бюллетеня №02_02
Начался третий год фактического правления
В.Путина. Давно снят вопрос "кто вы, мистер Путин?", так волновавший
Запад и российские СМИ еще в 2000 году, а многих - и до 11 сентября прошлого
года, до решительного заявления В.Путина в поддержку США и объявления
нового этапа сближения с Западом. Заметим, что мы с самого начала восхождения
В.Путина к вершинам власти, с осени 1999 года, прогнозировали его прозападную
ориентацию во внешней политике и курс на сильные либеральные реформы внутри
страны. Этот курс неуклонно выдерживается Кремлем, несмотря на то, что
ожидания многих прозападников на искреннюю дружбу и равноправные отношения
с США не оправдались. Однако В.Путин еще в сентябре заявил, что Россия
поддерживает США и НАТО не по конъюнктурным соображениям и не ради экономических
преференций и выгод, а потому, что после 11 сентября курс США и НАТО на
жесткую борьбу с мировым терроризмом совпал с интересами России. На самом
деле, мы можем предположить, что приближавшаяся к южным рубежам СНГ агрессия
"Талибана" потребовала бы от России для отражения столько сил
и жертв, что разгром талибов американским оружием, силами и многомиллиардными
затратами США явился для России, можно сказать, подарком судьбы.
В январе В.Путин продолжал демонстрировать Западу свою приверженность
свободе и демократии. Так, в интервью польским СМИ (Адаму Михнику) 15
января, перед визитом в Варшаву, в ответ на провокационную просьбу разъяснить
идеи "управляемой демократии в России", он заявил, что не припомнит
своих высказываний на эту тему, подобных определений демократии он не
давал (действительно, этот термин ввели в обращение оппозиционные СМИ)
и не знает, что это такое. С другой стороны, он сравнил свободу и демократию
с деньгами и банками (свобода нуждается в демократии, как деньги нуждаются
в банках) и отметил, что институты демократии в России пока еще слабы
и нуждаются в законодательном развитии и укреплении. Вполне доходчивое
сравнение свободы и демократии с деньгами и банками, особенно для Запада
(надо отдать должное нашему Президенту).
На предложение А.Михника сравнить Сталина с Иваном Грозным или Петром
Первым В.Путин ответил, что, по его мнению, Сталина правильнее сравнивать
с Тамерланом. Таким образом, Западу в лице В.Путина предстает молодой
и решительный либеральный Президент. Правда, в США в январе в газете "Вашингтон
пост" появилась статья, резко критикующая его внутреннюю политику
в Чечне и отношение к СМИ (судебное преследование и предстоящее закрытие
ТВ-6), однако, эта газета известна своими давними связями с В.Гусинским
и Б.Березовским, поэтому считать ее отражением официальных взглядов Белого
Дома никак нельзя.
В центральных российских СМИ (исключая левые и маргинальные издания) в
январе В.Путина если и критиковали по каким-то вопросам, то лениво, без
огня и задора и, надо сказать, неубедительно. Развернутую критику "режима"
и попытку долгосрочного (до конца года) прогноза дал Г.Павловский на брифинге,
посвященном своему уходу из большой политики (из сети Интернет). Он считает,
что осенью и в конце года нас (точнее, Кремль) ждет крупный политический
кризис, поскольку созданная В.Путиным система предназначена для установления
в стране стабильности (и эту задачу она уже выполнила), а новые задачи
по развитию экономики страны для этой системы неподъемны. По его мнению,
спасти (продлить) эту систему могут только массированные инвестиции в
российские рынки, но Г.Павловский считает, что крупные инвестиции не предвидятся.
Заметим, что проблему инвестиций мы обсуждали в предыдущих выпусках наших
бюллетеней и также называли ее решающей для нового этапа развития страны,
однако, по нашим прогнозам, как раз с осени этого года инвестиции в Россию
все же пойдут. Напомним, например, что мы писали в декабре прошлого года
(ИБ N 1-2002):
"В самом кратком виде напомним здесь, что до осени этого года мы
прогнозируем довольно тяжелое время, как для страны, так и лично для Президента.
Главное состоит в том, что в 2002 году внутренняя ситуация в России будет
сильно связана с международной обстановкой, а в первые месяцы года США
будут "закручивать гайки" по всему миру, будут действовать исключительно
в своих интересах и очень жестко. В России мы ожидаем в первые месяцы
высокий уровень инфляции, ухудшение уровня жизни. Кризис в российской
экономике (и банковской системе) назреет к марту. Значительно усилится
также оппозиция международному и внутреннему курсу В.Путина со стороны
КПРФ и национал-патриотов. Пик международной нестабильности, обострения
ситуации в неспокойных регионах и возможность новых терактов мы прогнозируем
на май. С июня начнется "закручивание гаек" и в России: В.Путин
вынужден будет жестко реагировать на внешние и внутренние драматические
события и угрозы. Параллельно, летом ситуация улучшится как в мире, так
и особенно в России, возможно, именно благодаря его жесткой политике.
Кроме того, в отношениях с США летом произойдет новый позитивный прорыв,
не только на словах, но и в выгодном для России политическом и финансово-экономическом
направлениях. С осени 2002 года в Россию пойдут инвестиции, экономическая
ситуация улучшится, уровень жизни населения начнет вновь расти. В целом,
по итогам, как мы полагаем, 2002 год будет позитивным".
Это был наш декабрьский прогноз, и мы теперь подтверждаем его. Кто прав,
Г.Павловский или мы, - это определится только к концу года.
ПРОГНОЗЫ. Напомним то, что мы писали в предыдущем выпуске нашего бюллетеня
о ближайших месяцах:
"В России мы ожидаем в первые месяцы высокий уровень инфляции, ухудшение
уровня жизни. Большие сложности ждут В.Путина и в отношениях с США; кроме
того, на январь-февраль мы прогнозируем драматические события на Ближнем
Востоке, связанные с Ираком и Израилем, России придется четко определить
свои позиции и использовать все свое влияние, чтобы ситуация не вышла
из-под контроля и не обернулась резким обострением с непредсказуемыми
последствиями".
Февраль лично для В.Путина будет весьма напряженным временем, и не только
потому, что график его рабочих поездок и встреч очень напряженный. Президенту
придется принимать весьма жесткие решения. Главные события предстоящего
месяца мы прогнозируем на дни около 25 февраля. Напомним в связи с этой
датой еще раз наш прогноз из предыдущего бюллетеня (ИБ N 1-2002): "Лично
для В.Путина мы выделяем в наступающем году несколько хронологических
цепочек, вокруг которых будут раскручиваться основные связанные с ним
события, в узлах которых от него потребуются главные инициативы и ответная
реакция на мировые и внутренние события. Это, прежде всего, периоды (плюс-минус
две недели) около трех дат: 25 февраля - 10 июня - 25 ноября. Эта цепочка,
скорее всего, будет связана с международными событиями".