В марте-апреле все СМИ дружно анализировали
итоги первых двух лет пребывания В.Путина на посту президента. Анализировали
в основном в позитивном ключе, за исключением, естественно, всех тех,
кто рядом и левее КПРФ и тех, кто правее СПС. Интересно, что никто из
политиков, кроме Березовского, не сомневается, что главные свершения президента
еще впереди, и что В.Путин снова будет избран президентом в 2004 году.
"Магические" заверения Березовского о том, что Путин скоро уйдет
уже никого особенно не удивляют и не шокируют: или Борис Абрамович просто
выдает желаемое за действительное, или его подводят плохие консультанты-астрологи.
Почему астрологи-консультанты Березовского? - потому что только астрологи
могут сейчас рискнуть делать такие прогнозы, причем только те из них,
которые оплачиваются Березовским.
Спектр вменяемых, более-менее объективных оценок прошедших двух лет и
прогнозов о перспективах В.Путина весьма широк. В основном признается,
что задачи, стоявшие перед страной в период его избрания были исторически
сравнимы с теми задачами, которые стояли перед странами, пережившими революционные
потрясения, и требовали упорядочения всего строя гражданской жизни. В
прессе встречались даже сравнения с Наполеоном и его "Гражданским
кодексом", причем без "подковырок", по существу и серьезно
(А.Кучерена. Президенту нужно пробудить инициативу граждан. - "НГ",
6 апреля). На самом деле такие сравнения небезосновательны, имеют право
на существование.
Вспомним, что осенью 1999 года мало кто верил в то, что мало кому известный
даже в российском обществе и сравнительно недавно ставший руководителем
ФСБ, "назначенный очередным наследником", В.Путин вообще имеет
какие-то широкие политические перспективы, а после неожиданной для многих
победы "Единства" на думских выборах, и после сенсационного
ухода Б.Ельцина 31 декабря 1999 года мало кто верил, что В.Путину удастся
стабилизировать и консолидировать общество, навести порядок во властных
вертикалях и начать сильные экономические реформы. Заметим, что мы (аналитики
ЦПНИ) уже в сентябре 1999 года прогнозировали победу "Единства"
на думских выборах и сильные перспективы для В.Путина как для общенационального
лидера. Напомним также, что мы писали в апреле 2000 года о будущей политике
Путина, о задачах, которые ему предстоит решить (ИБ№5-2001, цитируем с
сокращениями):
"ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. Пока можно судить лишь по первым шагам. Установление
Путиным особых отношений с Тони Блэром дает ключ к дальнейшему конструктивному
диалогу, как с США, так и с Западной Европой. Социалистическое большинство
ПАСЕ демонстрирует свое непонимание и неприятие усилий России в борьбе
с анклавом международного терроризма в Чечне. В стратегической перспективе
Путину необходимо терпеливо разъяснять угрозы международного терроризма
для мира и Европы. Вероятно, необходимо расширять сотрудничество с некоторыми
западными спецслужбами, особенно имея в виду наши прогнозы о том, что
в 2001 году эта борьба значительно обострится.
СТРАТЕГИЯ НА КАВКАЗЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Конфликты в этих регионах могут
быть активно поддержаны не только в финансовом, но и в военном отношении
с территории Афганистана. Стратегические усилия должны быть направлены
на отражение этой опасности, а также на значительное улучшение отношений
с Грузией, нейтрализацию Азербайджана, а в Центральной Азии особое внимание
следует уделить Узбекистану и Киргизии, прежде всего учитывая фактор возможного
влияния США в этом регионе и временное ослабление этого влияния в настоящее
время \напомним - это анализ апреля 2000г\.
КОНФЛИКТЫ ОЛИГАРХИЧЕСКИХ КЛАНОВ. Данная Путину досрочной отставкой Ельцина
фора значительно ослабила возможности влияния на избранного президента
олигархов. Влияние Березовского еще заметно, но уже к осени оно будет
минимизировано. К осени же командой "питерцев" Путина будут
разработаны и начнут реализовываться основные стратегические экономические
и управленческие планы, которые дадут свои первые плоды уже в первой половине
2001 года. Время Гусинского закончится уже в мае-июне этого года \напомним,
его падение началось 11 мая\, а Березовского - с осени \напомним, его
падение началось 17 октября\. Передела собственности остальных олигархов
не будет, но их заставят играть по общим правилам, сотрудничать с властью,
а не пытаться влиять на нее.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. Премьер-министром будет М.Касьянов, но
при Путине премьер не будет значимой самостоятельной фигурой, ни во внутренней
политике, ни, тем более, внешней. Хотя многие аналитики сейчас "отказывают"
Путину в ясном понимании экономических приоритетов и стратегии развития
России, однако, по нашему мнению, совокупность опубликованных и озвученных
им тезисов уже позволяют говорить о том, что основные приоритеты как в
политике, так и в экономике им выработаны.
Среднесрочные планы в экономике (кроме ВПК) - решительные либеральные
реформы с минимизацией заимствований в МВФ, налоговая, земельная и другие
реформы. Законопроекты теперь будут более-менее нормально проходить Думу.
Параллельно либеральным реформам необходимо (и, вероятно, планируется
Путиным) значительное усиление социальных программ защиты пенсионеров
и работающих по найму, в том числе и на частных предприятиях. Хотя сейчас
такое совмещение экономических либеральных и социальных программ кажется
"утопичным", все же наш анализ показывает, что они будут проводиться
и дадут заметные результаты уже в 2001 году.
В сфере ВПК экономическая политика будет связана с усилением госконтроля
и упором на развитие новых обычных (неядерных) спец вооружений для борьбы
с терроризмом и участия в локальных конфликтах, а также вооружений на
экспорт.
Что касается ориентации экономики на "нефтяную иглу" и инвестиций
в наукоемкие отрасли, то это будет долгий и сложный путь. Отдаленной пока
перспективой представляется также увеличение иностранных инвестиций в
Россию.
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. В этом плане Путин будет ориентироваться сильное унитарное
государство и "укрощение" региональной вольницы. В политике
в более дальней перспективе вероятно ослабление роли КПРФ, в частности,
через государственное влияние на профсоюзы. Перспективы социал-демократии
европейского типа в России пока очень и очень слабы, поэтому ослабление
левого коммунистического спектра более реально через поддержку профсоюзов".
Напомним, что это мы прогнозировали в апреле 2000 года, когда для многих
не только на Западе, но и в России еще актуален был вопрос "кто вы,
мистер Путин?"
Наши новые долгосрочные прогнозы мы привели в первом выпуске информационного
бюллетеня за этот год. Пока достоверность этих долгосрочных прогнозов
оценивать еще рано. Кроме того, их необходимо будет сопоставить с основными
положениями президентского послания Федеральному собранию и сделать соответствующие
корректировки. Этот анализ мы проведем в последней декаде апреля и выводы
представим в следующем выпуске нашего бюллетеня.
ПРОГНОЗЫ на ближайшее время. Здесь мы даем прогнозы не только лично для
В.Путина, но и общие по ситуации в стране, и для некоторых политиков,
прогнозы по которым не выделены нами в отдельные разделы по тем или иным
причинам.
В конце апреля значительно активизируются идеологические оппоненты Кремля.
В это время повышена вероятность аварий на химических предприятиях, а
в мае, особенно около 6-7 мая и около 26-27 мая вероятны крупные авиа
и железнодорожные катастрофы, чрезвычайные происшествия в метро и шахтах,
другие природные катаклизмы- вообще о техногенных авариях подробнее -
в прогнозах по С.Шойгу.
Май в мире и в России будет самым драматическим месяцем первого полугодия.
Кроме политического напряжения, мы прогнозируем новые крупные тер.акты
и резкое обострение во взрывоопасных регионах. Северо-восток Афганистана,
Индия и Пакистан, конечно, новое обострение в Израиле, бомбардировки и
угроза войны в Ираке - все это будет в мае. Бурные события мая затронут
многих политиков и высшее руководство страны. В первую неделю мая мы видим
жесткую ситуацию для А.Волошина и много работы для Н.Патрушева - вероятно,
события затронут интересы его ведомства.
7-11 мая - сложное время также для Ю.Лужкова. Относительно московского
мэра напомним, что мы в ноябре прошлого года прогнозировали для него сложный
период на апрель-май. В апреле в Интернете появились сообщения о возможности
его досрочной добровольной отставке. Мы полагаем, что это может произойти
в период с августа по октябрь этого года. Во всяком случае это будет весьма
тяжелое для него время, и если он не уйдет в это время в отставку добровольно,
то в марте 2003 года в правительстве Москвы произойдут большие перемены,
а в мае 2003 года ситуация вокруг него может еще более ухудшиться.
21-25 мая политические грозы затронут С.Шойгу и, вероятно, МЧС - уже в
плане специфики работы самого министерства. Вторая половина мая также
очень важна для Чубайса, в это время ситуация выглядит скорее негативно;
главные для него (и РАО ЕЭС) позитивы мы прогнозируем на июль-август.
Значимые события произойдут также в Чечне, на виду будут Казанцев, Трошев,
Масхадов. Последняя декада мая - решающее время реорганизации правительства
в целом - об этом подробнее в разделе прогнозов для М.Касьянова.
Из информационного бюллетеня №04_02
"ТОТАЛЬНАЯ СДАЧА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ".
В КАВЫЧКАХ.
Главной темой оппозиционных В.Путину СМИ в марте была тема "тотальной
сдачи наших позиций американцам". На первый взгляд международные
события марта, если их просто перечислить, дают основания для подобных
обобщений. Однако, давайте не просто перечислим эти события, но и проанализируем
их. Будем при этом иметь в виду, что 2002 год, согласно нашим прежним
прогнозам, - это как раз год больших, эпохальных перемен в мире, год образования
новых международных альянсов, выбора новых политических партнеров, перераспределений
финансовых потоков и влияний. Год только начался, а уже исчезла с карты
мира Югославия (теперь это "Сербия и Черногория") и, с другой
стороны, началось реальное движение к созданию независимого палестинского
государства.
Заметим также, что мы еще в декабре прошлого года (ИБ№1-2002), во время
эйфории новых отношений США и России, прогнозировали на январь-март этого
года резкое ужесточение внешней политики США и их экспансию, "закручивание
гаек" их интересов во всем мире и сложно-сти, которые возникнут в
связи с этим для России и лично для В.Путина. Мы прогнозировали еще тогда
и резкое усиление внутренней оппозиции В.Путину, - так что события марта
не явились для нас неожиданными. Итак, что же ставят в вину В.Путину его
оппоненты?
1. Вслед за появлением войск США в Центральной Азии, они появились в начале
марта и в Грузии: "Куда не ткнись - везде Америка!". А уже 14
марта в Тбилиси был подписан договор о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум.
Скандал, связанный с выбором Э.Шеварднадзе курса на США, широко освещался
в российских СМИ, так что мы не будем повторять здесь обще-известное.
Напомним только, что еще в сентябре прошлого года, анализируя реакцию
разных россий-ских элит и персоналий на трагедию 11 сентября в США, мы
повторили слова А.С.Пушкина о том, что "правительство у нас - единственный
европеец", отнеся их именно к В.Путину. Теперь, в марте, в скандале
вокруг проамериканского выбора Э.Шеварднадзе, наш президент вновь подтвердил
эту характеристику. Кстати, на подписании договора о газопроводе в Тбилиси
14 марта был российский представитель, замминистра иностранных дел, советник
президента РФ по вопросам урегулирова-ния статуса Каспия, В.Калюжный.
Известно, что ранее Россия игнорировала проект этого газопро-вода.
Если говорить об экспансии США в целом, то лучше всех прокомментировал
ситуацию (в свойственном ему стиле) В.Жириновский: чем больше США будут
"влезать во все дырки", тем скорее мир отвернется от них, а
России нужно сосредоточиться пока на своих внутренних пробле-мах, переждать
период "головокружения от успехов" в США.
2. Выход США из договора по ПРО и отказ подписать соглашения по ограничению
страте-гических вооружений, трудные переговоры министра обороны РФ С.Иванова
в США в марте по СНВ-3 - все это тоже рассматривается оппозиционными Путину
(московскими) СМИ как "сдача позиций".
Однако, если вспомнить, сколько лет ушло у США и СССР на подписание прежних
дого-воров по СНВ (и вообще любых крупных договоров), то скорее наоборот,
надо будет признать, что нынешние переговоры идут очень динамично. Отметим,
кстати, что мы еще в прошлом году прогнозировали, что переговоры по СНВ
с США будут трудными, но прогнозировали и их успеш-ное в конечном счете
завершение уже в этом году.
Само собой разумеется, что появившаяся в марте "утечка информации"
из секретного ян-варского доклада Пентагона конгрессу США, в котором,
кроме "оси зла", названы еще четыре страны, которые могут стать
объектами применения американского ядерного оружия, - Китай, Ли-вия, Сирия
и Россия, - само собой разумеется, что эта "утечка информации"
также стала предметов особого внимания и "смакования" оппозиционными
В.Путину российскими СМИ. Однако, на встрече в США министра обороны России
С.Иванова с Д.Рамсфилдом последним было разъяснено, что это не оперативные
планы Пентагона, а гипотетические разработки вариантов развития событий,
- такие разработки осуществляются в штабах любых стран, в том числе, конечно,
и в России. Можно не сомневаться, что С.Иванов в ответ на разъяснения
Д.Рамсфилда заметил ему что-нибудь вроде того, что подобные варианты рассматриваются
и в российском генштабе.
3. Оппозиция В.Путину раздувает как слабость российской дипломатии сенсационный
отказ спикера СФ С.Миронова нанести визит вежливости Я.Арафату в ходе
своего визита в Израиль. Особенно стараются тут коммунисты Зюганова и
старая советская дипломатическая "гвардия" во главе с Е.Примаковым.
Вообще говоря, эта история подробно освещалась в СМИ с разных сторон,
поэтому на деталях мы останавливаться не будем.
Со своей стороны, отметим, во-первых, что мы давно прогнозировали (см.
таблицу досто-верности прогнозов, раздел I) именно на февраль-март этого
года усиление влияния России на кон-фликт в Израиле и начало изменения
позиции России в этом конфликте в более объективную сто-рону. К сожалению,
в марте в России нашлось немного обозревателей (один из них - В.П.Островский
в СПб), которые однозначно и четко одобрили поступок С.Миронова и сказали
при этом, что сам конфликт евреев и палестинцев в Израиле продолжается
до сих пор в значитель-ной степени именно из-за двурушнической политики
как США, так и Европы, и, безусловно, России - до последнего времени.
США (и отчасти Европа) сейчас заигрывают с арабами в преддверии своей
войны с Ираком. Этим объясняется и "равновесный" характер мартовской
резолюции ООН по Ближнему Востоку. Но зачем заигрывать с арабами сегодня
России? Ведь не мы будем воевать с Ираком. А вот более миллиона наших
бывших граждан в Израиле - это фактор, который Россия не может далее не
учитывать. Более того, целый ряд объективных обстоятельств ставят сегодня
Россию в оппозицию арабскому миру.
Мы имеем в виду отмеченное петербургским обозревателем В.Островским заявление
С.Миронова о том, что палестинские, чеченские и международные (Аль Каиды
и др.) террористы питаются из одного финансового источника. Этот источник,
как становится ясно в последние ме-сяцы - Саудовская Аравия. Ранее так
считали только в Израиле. Теперь это осознают и в Америке, и в России.
С другой стороны, именно Саудовская Аравия становится главным конкурентом
России на международном нефтяном рынке. Таким образом, решение С.Миронова
в Израиле, во-первых, не случайно, во-вторых, отвечает вызову времени
и, в третьих, - мы уверены, - было заранее кон-фиденциально согласовано
с В.Путиным. Это был "пробный шар" новой политики России на
Ближ-нем Востоке. Мы прогнозируем, что разворот России в сторону Израиля
продолжится. Ясно также, что этот разворот имеет отношение и к США: общий
враг - терроризм, и общие интересы на нефтяном рынке. Роли поменялись.
США в преддверии войны с Ираком заигрывают с арабами, Россия поворачивается
лицом к Израилю. Возможно, что эти действия согласованы на высшем уровне.
Мы окончательно убедимся в этом в мае, после саммита В.Путина и Дж.Буша
в Москве и Санкт-Петербурге. Впрочем, в Санкт-Петербурге пройдет его неофициальная
часть, - так что многое опять останется "за кадром".
4. "Стальная война" также рассматривается как "унижение
России", а угрозы США в связи запретом на импорт "ножек Буша"
в Россию (отложить принятие России в ВТО и даже затормозить снятие пресловутой
поправки "Джексона-Вэника"), - это подается некоторыми московскими
СМИ как "явное, беспардонное и намеренное, с удовольствием, издевательство"
(например, "НГ" от 11 марта, "Чем ответит Путин на шантаж
Вашингтона?").
Что касается "стальной войны", то объективные обозреватели давно
объяснили, что, во-первых, это решение Дж.Буша связано с переводом экономики
США на "военные рельсы" и Дж.Буш при принятии решения по стальному
импорту думал об интересах исключительно самих США, и, во-вторых, что
импорт стали из России составляет лишь около 1.5% общего импорта стали
США, так что никакой специфически "антироссийской" направленности
"стальная война" не несет. Более того, США уже в марте выразили
готовность рассмотреть таможенные пошлины для России отдельно и смягчить
свои требования с учетом союзнических отношений в борьбе с мировым терроризмом,-
однако, в оппозиционных Путину СМИ это заявление лишь проскользнуло без
всяких комментариев. Между тем, это заявление означает, что США и в марте
с.г. признают особую ценность союзнических отношений именно с Россией.
Напомним, что в октябре-ноябре прошлого года США признали, что Россия
помогла США в ходе операции в Афганистане больше, чем все НАТО, вместе
взятое. Как видно, Вашингтон признает особую ценность союза с Россией
и теперь. Таким образом, "стальная война" продемонстрировала
скорее не "унижение России", а наоборот, приоритетность отношений
с нами для США.
В истории с "ножками Буша" оппозиционные Путину СМИ также выдают
"белое за черное". Угрозы отдельных чиновников госдепа США просто
несерьезны, и абсолютно правильно делает Путин, не обращая на них никакого
внимания. Также, впрочем, как не обращает никакого вни-мания Дж.Буш на
ежедневные вопли наших "антиамериканистов". Если быть объективным,
то нельзя не признать, что "куриный конфликт" показал не слабость,
а силу России. В этой истории мы видим еще и перспективную для России
тенденцию развивать экологически чистое собственное сельское хозяйство.
Более того, мы как раз в феврале (ИБ№3-2002) писали о том, что производство
экологически чистой продукции может стать козырем России в международных
отношениях, в том числе с США и с Европой.
Итак, если не просто перечислить международные события марта, связанные
с широкой экспансией США и интерпретируемые оппозиционными СМИ как признаки
якобы "тотальной сдачи наших позиций американцам", а проанализировать
эти события, то никакой "тотальной сдачи" не видно. Мы видим
сложную картину развития новых международных отношений, в которых Кремль
использует все возможности для защиты и укрепления российских интересов.
Можно еще раз повторить то, что мы писали сразу после событий 11 сентября
в Нью-Йорке и Вашингтоне: для России после этих событий не было иного
выбора, кроме того, что сделал тогда В.Путин. Россия оказала осенью прошлого
года неоценимую помощь США в борьбе с талибами в Афганистане и высшие
должностные лица США не раз отмечали, что вклад России в антитеррористическую
операцию существенней, чем действия всего блока НАТО. С другой стороны,
одно то, что США своими силами и при огромных (неподъемных для России)
финансовых затратах уничтожили режим талибов, реально угрожавший в ближайшие
годы больше всего именно российским интересам, безопасности России, -
уже одно это на самом деле оправдывает и окупает решающий выбор В.Путина,
сде-ланный осенью прошлого года.
В этом году на международной арене разворачиваются грандиозные перемены,
вы-страивается новый миропорядок, в котором Россия, именно благодаря этому
выбору, за-няла особое место в новом однополярном мире, по политическому
весу равное всей объединенной Европе и НАТО. Политическая роль России
теперь значительно выше нашего реального экономического веса, но и здесь
Россия имеет шансы укрепить свое влияние - через перераспределение мирового
нефтяного рынка. Об этом подробнее - в разделе прогнозов для правительства
РФ и М.Касьянова.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ БУДЕТ ВТОРОЙ СТОЛИЦЕЙ.
БЕЗ КАВЫЧЕК.
Напомним сначала о том, что мы писали о перспективах Санкт-Петербурга
два года назад, в апреле 2000 года, когда В.Путин только-только был избран
президентом и на вопрос "кто вы, мистер Путин?" еще мало кто
решался ответить уверенно. Цитируем по ИБ№5-2000, (с.15-18):
"С главным вектором развития России при В.Путине на унитарное сильное
государство будет связано также желание минимизировать в будущем влияние
на власть породненных и пере-плетенных московских кланов - не только олигархических,
но и вообще связанных друг с другом московских "тестей", "дядюшек",
"зятьев" и прочих не разрубаемых иным способом связей. <…>
Что касается перенесения столицы, то это пока дальние и туманные перспективы…
Возможно про-ведение закона об особом статусе Москвы и Санкт-Петербурга
и назначении в них губернаторов. Вслед за этим последует перевод Госдумы
в наш город. Это уже перспективы 2001-2003 годов. <…> Таким образом,
нас ожидают геополитические преобразования во внутрироссийском распре-делении
властных институтов".
Весной 2000 года, пожалуй, только в наших аналитических материалах можно
было найти прогнозы о перспективах Санкт-Петербурга. Затем мы несколько
раз возвращались к этой теме, по мере того, как ее начинали озвучивать
те или иные политики. Так, в январе 2002 года мы комменти-ровали инициативы
в этом направлении нового спикера СФ С.Миронова (ИБ№2-2002, с.15-16):
"В Санкт-Петербурге (и в Москве) в январе активно обсуждался визит
нового спикера Со-вета Федерации С.М.Миронова и его заявления относительно
законопроекта о придании Санкт-Петербургу столичного статуса (компенсации
представительских функций, по скромному уточне-нию самого С.Миронова).
В.Путин, как известно, заявил, что столицу в наш город переносить ни-кто
не собирается и что Петербургу это не нужно, однако, предложил подумать
о переводе в Пе-тербург, например, ЦБ и Гохрана. П.Бородин предложил сделать
Петербург столицей будущего союзного государства России и Белоруссии.
Московские власти и чиновничество реагировали на инициативу С.Миронова
очень нервно, а по некоторым телеканалам (ТВЦ Лужкова) просто истерично.
Не обошлось даже без личных вы-падов против "алчных петербуржцев,
переехавших в Москву, но тянущих деньги на невские бере-га". Воспевалась
в московских СМИ и мудрость Лужкова в противовес "злобному российскому
правительству". Между тем всей России прекрасно известно, что 80%
всех российских финансов крутятся в Москве, что Москва давно уже держит
первое место в европейских рейтингах как са-мый дорогой город Европы,
и что только этот "золотой дождь" от налогов и оборотов всех
пропи-санных в Москве высокодоходных компаний, банков, а также трех-четырехкратные
против средних российских московские цены на товары и услуги позволяют
уважаемому Ю.М.Лужкову обустраи-вать Москву, причем многие экономисты
считают, что под таким "золотым дождем" обустраивать и содержать
Москву можно было бы гораздо эффективнее.
Мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос нужна ли децентрализация
столич-ных функций. Однако, реалии современной России, - во-первых, резкий
разрыв обустроенности и уровня жизни в Москве и любом другом городе, а
также, во-вторых, замешанная на вековых тра-дициях московская чиновничья
клановость и коррупция, - эти два фактора просто требуют децен-трализации
столичных функций Москвы. Естественно, что Санкт-Петербург, 200 лет бывший
столицей России (и отличной столицей!), является кандидатом №1 на передачу
части столичных функ-ций. В России все другие крупные города боролись
только за статус региональных столиц. Если какой-то город когда-то и претендовал
на общероссийскую весомость, то назывался не иначе как "третья столица
России".
Все это в прошедшем январе отмечали многие объективные обозреватели. Правильное,
на наш взгляд, предложение выдвинул известный петербургский обозреватель,
политолог и историк В.Островский (цитируем): "При подготовке изменений
действующей Конституции стоило бы запи-сать, что Москва - официальная
столица России, а Петербург - федеральный столичный город. Стоило бы в
связи с этим подумать и над тем, что такое конституционное изменение статусов
мо-жет повлечь за собой изменение характера власти в двух городах. А именно:
можно было бы дов-рить президенту назначать градоначальников в обеих столицах.
При этом сохранялась бы выборность депутатов обеих городских Дум. При
таких условиях условиях выборные органы скорее все-го перестали бы искать
разного рода политические выгоды, а стали бы ближе к интересам рядовых
граждан, занявшись своим прямым делом".
Мы полагаем, что в наш город в перспективе ближайших двух-трех лет будут
переведены сначала Гохран и Центральный Банк, затем Министерство культуры.
Гос. органы будущего Союза России и Белоруссии также "пропишутся"
в Санкт-Петербурге. Возможно, как предлагает В.Островский, переедет и
Министерство иностранных дел, и ряд необходимых для работы мини-стерств
федеральных органов. В дальней перспективе (через 10-12 лет), при следующем
витке ук-репления исполнительной власти, на новой исторической фазе развития
России, в Санкт-Петербург будут переведены и все законодательные органы
власти. В исторической перспективе России это неизбежно. Если бы в 1905
году Госдума была бы создана не в столице, а в Москве, то, возможно, не
было бы и потрясений 1917 года…
Что касается ближайших перспектив передачи части столичных функций, то
заметим, что мы еще в апреле 2000 года (ИБ№5-2000) прогнозировали такой
ход развития событий. Теперь мы вновь подтверждаем этот давний наш прогноз
- до мая 2003 года будет принято решение о пере-воде в Санкт-Петербург
некоторых центральных структур (вероятно, еще раньше Гохрана и ЦБ) и о
придании нашему города статуса столицы Союза России и Белоруссии.
Относительно визита С.Миронова, некоторые петербургские политологи (тот
же В.Островский) пришли к выводу, что это был визит не столько спикера
СФ, сколько дальнее и ран-нее начало предвыборной кампании кандидата в
губернаторы. Отмечалось, что В.А.Яковлев не встречал спикера СФ в аэропорту
(Е.Строева - встретил бы обязательно), и что Миронов и Яков-лев вообще
не встречались во время этого визита. Вероятно, сам С.Миронов рассматривает
свой нынешний статус спикера как временный - в переходном составе Совета
Федерации, который в бу-дущем, по его же словам, будет избираться, а не
назначаться, как сейчас. Должность спикера СФ - отличная стартовая площадка
для будущего кандидата в губернаторы - причем, возможно, в будущем не
только города, но и "Невского края". В советские времена статус
первого секретаря Ленинградского обкома считался выше статуса руководителя
палат Верховного Совета. При А.Собчаке такая точка зрения тоже имела право
на существование… Способен ли С.Миронов вы-играть выборы 2004 года, -
сейчас это выглядит весьма сомнительно. Если бы выборы проходили в этом
году, то победил бы наверняка В.А.Яковлев, действующий губернатор. Но
мы проанализи-руем перспективы будущих выборов в следующем выпуске нашего
бюллетеня.
Положение действующего губернатора сильное, но сложное. В..А.Яковлев,
с одной сто-роны, продолжает укреплять свои позиции в городе. Войдя в
состав высшего совета новой супер-партии "Единая Россия", он
фактически нейтрализовал своих противников в ЗАКСе, группировав-шихся
во фракции "Единство" и перекроил весь политический ландшафт
Петербурга в свою пользу. Из восьми существующих в ЗАКСе группировок оппозиционными
губернатору остались теперь только две - СПС и "Яблоко", причем
с "Яблоком" еще можно будет договориться. Однако, с другой стороны,
ситуация вокруг самого губернатора, в ближайшем окружении, с лета прошлого
года медленно, но неуклонно ухудшается. Хотя его рейтинги по прежнему
весьма высоки, а личные отношения В.Яковлева с В.Путиным с марта прошлого
года внешне улучшились и стабилизировались (как мы и прогнозировали еще
осенью 2000г), однако, в июле прошлого года было возбуждено уголовное
дело против вице-губернатора В.Малышева (и это мы прогнозировали еще год
назад), а в декабре вынужден был уйти в отставку вице-губернатор А.Потехин".
Новые заявления в связи с перспективами передачи Санкт-Петербургу (и некоторым
дру-гим городам России) части столичных функций прозвучали в марте от
самого президента во время его визита в редакцию "Известий".
Было выражено его "принципиальное согласие" с такой воз-можностью.
В.Путин обосновал необходимость распределения центральных функций по стране,
в частности, тем, что такая схема "уменьшает количество жуликов и
проходимцев, вьющихся вокруг власти". В российских СМИ эти заявления
были расценены как "сенсационные" (см., например, "НГ"
15 марта 2002).
С другой стороны, в марте в самом Санкт-Петербурге продолжили "сгущаться
тучи" во-круг губернатора. Вслед за вице-губернаторами В.Малышевым
и А.Потехиным, по ходатайству Следственного комитета ГУВД города и области
отстранен от должности на период следствия ви-це-губернатор, курирующий
здравоохранение, А.Каган. Он сразу по отстранении от дел заявил, что,
по его мнению, "выщелкивание" вице-губернаторов из обоймы главы
города - это целенаправленная работа по разрушению структуры городской
власти путем ее дискредитации, и что главным объектом всех нападок является,
в конечном счете, губернатор В.Яковлев ("НГ", 14 марта 2002,
"Смольный в коме").
Но это не все. После истории с А.Каганом, председатель городской КСП Д.Буренин
в ЗА-КСе заявил, что внешняя проверка комитета финансов администрации
Смольного (председатель - В.Кротов) выявила нецелевое использование средств
территориально-дорожного фонда в размере 1млрд 228 млн рублей и обвинил
Смольный в саботаже требований КСП в части выдачи дополни-тельных документов
для дальнейшего расследования.
Если до марта с.г. губернатор В.Яковлев, что называется, "держал
удары", то в связи с этими последними событиями терпение его кончилось.
19 марта в прямом эфире еженедельной пе-редачи "Время губернатора"
(ТРК "Санкт-Петербург") он обвинил организаторов этой целенаправ-ленной
кампании против Смольного в том, что они, "в преддверии 300-летнего
юбилея города и напряженной работы по подготовке к этому юбилею намеренно
"выбивают" одного за другим членов его команды". На вопрос
ведущего передачу (П.Годлевского), кто же является организатором этой
кампании и чего эти организаторы хотят от губернатора, В.Яковлев не смог
дать прямой ответ.
Если внимательно прочитать все наши прогнозы по Санкт-Петербургу последних
двух лет, то станет ясно, что мы в целом с самого начала президентства
В.Путина предвидели подобный ход развития событий, как в плане передачи
городу части столичных функций, так и в плане дальнейшей судьбы нынешнего
губернатора. Мы подтверждаем наши прежние прогнозы и полагаем, что давление
на В.Яковлева в ближайшее время будет усиливаться. Апрель будет для него
еще более тяжелым, чем март. До июня-июля его судьба может измениться.
В мае мы ожидаем от В.Путина новых, более конкретных заявлений о передаче
Санкт-Петербургу части столичных функций. Мы по-лагаем, что может быть
объявлено о переводе в наш город Центробанка России и Гохрана. Вообще
в перспективе будут переводиться те ведомства и организации, которые способны
перевести на Петербург финансовые потоки и привлечь новые капиталы и инвестиции.
БУДЕТ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ НАЗНАЧАТЬ ГУБЕРНАТОРОВ?
В ходе работы Госдумы над проектом закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в
марте возник интересный поворот темы о норме процентной явки при выборах
губернаторов. Еще в начале февраля координационный совет четы-рех центристских
фракций одобрил поправку фракции "Единой России" о том, чтобы
считать руководителей избранными только в том случае, если за них проголосовало
не менее 50% избирателей из списочного состава. При этом "единороссы"
заявили, что в тех регионах, где выборы по этой норме не состоятся, придется
прибегнуть к назначению губернаторов. Понятно, что при такой сверхжесткой
норме назначать пришлось бы гораздо более половины губернаторов. Председатель
ЦИК А.Вешняков заявил тогда, что "такие иезуитские формы ликвидации
выборов не могут предлагаться".
В середине марта депутаты центристских фракций и ЦИК провели интенсивные
переговоры по этим вопросам и, похоже, достигли определенного согласия.
12 марта А.Вешняков сообщил, что уже в этом году президент может получить
дополнительные полномочия по назначению глав субъектов РФ. Речь идет теперь
о компромиссном варианте: проводить выборы в регионах по так называемой
президентской схеме - закрепить явку избирателей на уровне 50% от пришедших
к из-бирательным участкам при двухтуровой системе выборов. В случае, если
явка окажется ниже 50% и выборы будут признаны несостоявшимися, глава
ЦИКа предложил предоставить президенту право временно назначать губернаторов
на два года по согласованию с региональными парламентами. Он подчеркнул,
что, по его мнению, право президента назначать губернаторов таким образом
не противоречит Конституции, хотя в перечне президентских полномочий этого
права нет. Компро-мисс, достигнутый центристами Госдумы с главой ЦИКа,
включает поддержку депутатами принцип формирования избирательных комиссий,
который отстаивает ЦИК. Так или иначе, но компромисс найден.
С 1998 года в 33-х регионах России выборы состоялись при явке ниже 50%.
Напомним, что в действующем избирательном законе лимит явки не установлен
и отдан на усмотрение самих субъектов федерации. Если бы поправка уже
действовала, в этих регионах уже работали бы назна-ченные президентом
губернаторы. Можно прогнозировать, что в перспективе ближайших лет коли-чество
подобных регионов уменьшаться не будет.
Удивительным образом сторонниками выборной демократии выступают в Госдуме
теперь коммунисты. Рабочая группа под руководством коммуниста А.Салия
предлагает закрепить явку на уровне 20%, а на муниципальных или повторных
выборах вообще не вводить никакого лимита. Впрочем, ничего удивительного
в позиции коммунистов нет: они ориентируются на свой устойчи-вый электорат,
который как раз с небольшим запасом превышает 20% избирателей.
Можно ли, однако, уверенно прогнозировать, что именно такие поправки центристов
Госдумы в закон "Об основных гарантиях избирательных прав…",
согласованные с ЦИК, будут приняты Госдумой, в которой коммунист Г.Селезнев
уже лишен права решающего голоса в Совете думы и в апреле может лишиться
своего председательского поста? Мы полагаем все же, что эти по-правки
будут смягчены в сторону меньшей нормы явки избирателей. Тем не менее,
так или ина-че, в тех субъектах федерации, где большинству избирателей
фактически все равно, кто будет возглавлять их регион, губернаторов будет
назначать президент России. Наверное, это справедливо.
ЛИЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ для В.В.ПУТИНА. Напомним
сначала еще раз то, что мы писали в декабре прошлого года (ИБ№1-2002)
о ближайших месяцах:
"В России мы ожидаем в первые месяцы 2002 года высокий уровень инфляции,
ухудшение уровня жизни. Большие сложности ждут В.Путина и в отношениях
с США; кроме того, на январь-февраль мы прогнозируем драматические события
на Ближнем Востоке, связанные с Ираком и Израилем, - России придется четко
определить свои позиции и использовать все свое влияние, чтобы ситуация
не вышла из-под контроля и не обернулась резким обострением с непредсказуе-мыми
последствиями. Кризис в российской экономике (и банковской системе) назреет
к марту. Значительно усилится также оппозиция международному и внутреннему
курсу В.Путина со сторо-ны КПРФ и национал-патриотов. Пик международной
нестабильности, обострения ситуации в неспокойных регионах и новых терактов
мы прогнозируем на май. С июня начнется "закручивание гаек"
и в России, - В.Путин вынужден будет жестко реагировать на внешние и внутренние
драматические события и угрозы".
Как видно, наши прежние прогнозы в основном пока оправдываются. На конец
марта мы прогнозировали ранее важные международные события и громкие заявления
мировых лидеров. Ра-нее в этом году подобные дни приходились на 28-31
января и 27-28 февраля. 25-31 марта в этом ряду для В.Путина гораздо важнее
предыдущих аналогичных периодов. В следующем месяце вы-деляются 7-9 апреля
и затем 11-13-е, время официального визита в Германию. В это время будут
заложены важные договоренности как в плане международных договоров, так
и двусторонних отношений. Хорошее время для президента 16-17 апреля, -
видимо, в эти дни будут найдены удачные формулировки для ежегодного президентского
послания, которое должно быть оглашено на со-вместном заседании обоих
палат ФС 18 апреля. 22-23 апреля можно ожидать от В.Путина важное заявление,
связанное с международной обстановкой. Около 27 апреля снова наступает
время по-вышенной активности мировых лидеров, обмена заявлениями, выяснение
отношений. Главные ме-ждународные события первого полугодия произойдут
в мае. Мы будем уточнять сроки и характер предстоящих событий в последующих
выпусках наших прогнозов.