Выборы в Санкт-Петербурге предупреждают Кремль об опасности.
Принято считать, что развитие политической
ситуации в СПб примерно на год опережает общероссийские тенденции, поэтому
петербургские выборы, применяемые на них технологии и результаты политологи
и социологи считают модельными для своих прогнозов. Итоги состоявшихся
8 декабря в Санкт-Петербурге выборов в Законодательное собрание вызвали
противоречивые оценки, иногда просто полярные. Так, "КоммерсантЪ"
10 декабря (и еще несколько центральных СМИ) назвали итоги "блестящей
победой губернатора", в то время как многие другие расценивают их
как его безусловное поражение. Мы здесь не будем разбирать подробно именно
этот аспект состоявшихся выборов. Отметим только, что мы считаем их результаты
неоднозначными. Обратим внимание на следующее.
1. Низкая "высокая" явка избирателей. Хотя в среднем
она составила около 30%, однако, в более чем половине округов она была
менее 25%, а в нескольких едва-едва превысила барьер в необходимые 20%.
Просто чудо, что выборы все же состоялись во всех 50-ти округах. При этом,
по нашему мнению, дело вовсе не в сером освещении предвыборной кампании,
или отсутствии громких предвыборных скандалов. Центральные СМИ и ТВ последние
две-три недели перед 8 декабря едва ли не ежедневно говорили и писали
о них, об интриге "партии третьего срока", о применении нового
законодательства, о том, что петербургские выборы всегда на год опережают
по сценарию общероссийские и в этом смысле являются ценной моделью для
прогнозистов, политологов и политиков. По нашему мнению, работой центральных
СМИ и ТВ были созданы все условия для пробуждения интереса к выборам,
для высокой явки (хотя бы более 30%). Наш системный анализ ритмозадающих
факторов также показывал, что явка должна быть высокой. И вот результат!
Если такие результаты получаются при прогнозах на высокую явку, то что
же будет в декабре 2003 года? Впрочем, сама по себе низкая явка еще не
представляет опасности и в демократических странах является делом обычным.
Дело в другом - в том, кто пришел на выборы и кого выбрали.
2. "Красные" увеличили свое представительство в несколько
раз. Подозреваемый в бандитизме стал депутатом. Впервые в петербургском
Законодательном собрании будет фракция коммунистов (и НПСР), семь человек,
- в то время как их никогда не было более двух депутатов. Впервые на выборах
победил знаменитый на всю страну подследственный, обвиняемый в организации
семи убийств, небезызвестный писатель и идол всех петербургских маргиналов,
Ю.Шутов. Такого позора Санкт-Петербург еще не знал во все постсоветское
время, каким бы "дерьмократическим" оно не было. Это до чего
же нужно довести людей, петербуржцев, чтобы в Законодательное собрание
прошел "без пяти минут" осужденный за организацию семи убийств?!
Собственно, можно не сомневаться, что за Шутова пришли голосовать все
его сторонники в округе (2-3 тысячи человек), но именно они и победили!
"Плохих депутатов выбирают хорошие люди, которые не идут на выборы",
- сказал 8 декабря один из проигравших кандидатов (Д.Буренин).
Если верно, что петербургские выборы показывают сценарий будущих общероссийских,
то чего можно ждать от выборов в Госдуму? Не стоит ли Кремлю подумать
об изменении Закона о выборах в части включения в них нормы об обязательном
участии граждан? Такая норма есть даже в некоторых странах ЕС. Как
заметил один из известных политологов, "это горькая пилюля, но ее
придется выпить".
Опасные не только для власти, для Кремля, но и для всей
России тенденции, которые показали выборы в ЗС Санкт-Петербурга, понимают
не только аналитики Кремля и представители правых партий, но и вменяемые
национал-патриоты (не сотрудничающие с коммунистами и БАБом). Приводим
ниже выдержки из статьи Г.Щербатова "Картина портвейном: алкаши
пишут письмо в клинику. К итогам прошедших выборов в Петербурге".
(сайт АРИ.ру). Конечно, краски в этой статье гротескно сгущены, но тревожные
тенденции отслежены правильно.
"Есть пьяная любовь, от которой бывают пьяные дети. Есть пьяное искусство,
которое создается по пьяной лавочке и которое можно воспринимать только
через призму пограничных состояний плавающего в водке сознания. Россиянцы
пошли по этому пути еще дальше - в 2003 году начнет свою работу пьяный
парламент Россиянии. Неизвестно правда пока, будут ли алкаши заседать
в нем сами, или делегируют для этой цели своих более благообразных представителей
из партии "неизвестного депутата" или группы б-о-о-льших начальников.
Но тренинг загодя провели в Питере.
Судя по всему для обеспечения 25% явки избирателей помощники депутатов
облазили все места скопления опустившихся граждан, в результате чего на
раздачу шарового пойла, проходившей на избирательных участках, сбрелись
алкаши со всего Питера. Нынешнее Законодательное Собрание северной столицы
теперь и представляет именно сидящий в таких местах слой населения, да
еще процентов пять выживших из ума старых перечниц , у которых свежи в
памяти только выступления Ленина на балконе, старые большевички, мать
их. Однако кто и где в этой стране представляет интересы не социального
дна, а 75 % остальных людей? <…>
Но как быть с выборами в Думу, репетицией которых были как все говорят
выборы в Петербурге ? В конце концов, ведь это хоть вшивый и убогий, комичный
и продажный, но парламент страны, так сказать парламЕнт 1/6 суши. Как
быть с тем, что если выборы 2003 г. состоятся , то попавшие в Думу народные
избранники будут представителями нескольких миллионов обитателей помоек,
выживших из ума бабулек и просто откровенных дебилов, т.е. делегаты пришедшей
на выборы части человечества ? <…>
Таково мнение национал-патриотов. Однако, они ошибаются
в том, что на выборах в Петербурге принимали участие в основном "алкаши
и подонки". Самое скверное (для Кремля) состоит как раз в том,
что в выборах участвовали в основном-то как раз не алкаши, а вполне
вменяемые, - просто доведенные до отчаяния люди. Приводим ниже результаты
исследования на эту тему.
Петербургский парламент избран пожилыми женщинами с
высшим образованием
Такой вывод можно сделать на основании цифр, характеризующих
избирателей, которые проголосовали 8 декабря на выборах в Законодательное
собрание Санкт-Петербурга. Данные предоставлены ИА "Росбалт"
Агентством социальной информации на основании опросов избирателей в
13-ти округах в разных районах Петербурга - округах NN 4,6,8,9,23,30,31,36,39,41,43,47,49.
Приводим средние цифры, характеризующие питерского избирателя ЗакСа-2002
по трем параметрам: пол, возраст, образование.
Женщины - 64%
Мужчины -36% Возраст
18-29 лет - 8,2%
30-39 лет - 11,7%
40-49 лет - 18,0%
50-59 лет - 21,5%
старше 60 лет - 40,6% Образование Незаконченное среднее - 9,4%
Среднее общее - 19%
Среднее специальное - 29,3%
Неоконченное высшее - 8,2%
Высшее - 34,1%
Цифры взяты из доклада АСИ, где они приведены со ссылкой на Горизбирком.
Нетрудно предположить, что вариабельность состава избирателей связана
с особенностями избирательных кампаний, которые проводились кандидатами.
Надо заметить, что зачастую за победителя и "второй номер"
голосовали разные группы избирателей, и результаты во многом определялись
тем, насколько велик оказался удельный вес избирателей той или иной
возрастной категории, пришедших на участки.
ИА "Росбалт" 18.12.2002
ВЫБОРЫ И РЕФОРМЫ.
Приводим здесь также материалы ("НГ", 10 декабря) о перспективах
проведения реформ в 2003 году.
"Похоже, Владимиру Путину в ближайшее время предстоит сделать выбор
между необходимостью продолжать заявленные реформы и нежелательностью
их проведения накануне избирательной кампании. Как стало известно обозревателю
"НГ" из источников, близких к окружению президента, сегодня
многие предлагают ему сделать ставку на массированный пиар реформ, но
отказаться от реального их осуществления. Ведь последствия серьезных преобразований
по модернизации государства, экономики и социальной сферы малопредсказуемы.
Не исключено, что они могут обрушить даже запредельный рейтинг главы государства.
Возможно, Путин предпочел бы благословить лишь те реформы, результаты
которых станут приносить баллы в его предвыборную копилку. Но этот идеальный
с точки зрения Кремля сценарий на практике вряд ли осуществим. Ситуация
в государстве настолько запущена, что любые преобразования бьют по интересам
либо всего населения, либо тех или иных элит. Так что выбирать все-таки
придется из двух вышеназванных вариантов. Можно с большой долей уверенности
предположить, что президент остановит свой выбор на том, чтобы фактически
приостановить реформы. Именно этот вариант выглядит сегодня наиболее предпочтительным.
Доказательством тому, что Кремль может наложить мораторий на реформы,
служат, в частности, события, разворачивающиеся вокруг РАО "ЕЭС".
Напомним, что президент много раз заявлял о насущной необходимости проведения
реформы в электроэнергетике, но, когда за нее взялись конкретно, вдруг
выяснилось, что спешить не нужно. В итоге очередное рассмотрение пакета
законов по РАО "ЕЭС" уже отложено на полмесяца. Сейчас думский
профильный комитет заканчивает подготовку материалов ко второму чтению,
запланированному на 18 декабря, но по Охотному Ряду ползут слухи о том,
что в этот день никакой дискуссии не будет, потому что "на самом
верху" еще ничего не решено. Как утверждают солидные думские источники,
президент понял, что вредных последствий - в том числе и политических
- от реформы РАО "ЕЭС" будет гораздо больше, чем пользы. В то
же время все намеки Путина на то, что депутатам надо крайне внимательно
и осторожно готовить данные законы, моментально нейтрализуются соответствующей
"работой" команды Чубайса и примкнувших к ней правительственных
чиновников. Но этого стараются не замечать, а просто ждут соответствующей
команды из Кремля.
Еще один пример того, что власть все более склоняется к декларативным
мероприятиям, предпочитая не называть реформой конкретные нововведения,
- недавнее голосование в Думе за поправки к закону об основах федеральной
жилищной политики. Этот законопроект еще месяц назад считался первым этапом
на пути долгих преобразований в сфере ЖКХ, однако в какой-то момент депутаты
получили указание, что и с этим делом лучше не спешить. В результате они
сначала отложили обсуждение проекта, а потом вместе с правительством выхолостили
его фактически до нуля. Реформой его перестали считать уже перед первым
чтением. По поводу же второго чтения в Думе поговаривают, что оно в ближайшее
время не состоится.
Одним из главных направлений в деятельности президентской администрации
было продвижение подготовленных комиссией Дмитрия Козака законопроектов,
призванных реформировать взаимоотношения в системе федеральный Центр-регионы-муниципальные
образования. Скорость поначалу была набрана вполне приличная, но сейчас
заметно, что нога главного водителя перенесена с педали газа на тормоз.
Многочисленные согласования и консультации с губернаторами, которые как
раз и являются противниками установления порядка на муниципальном уровне,
всевозможные слушания и круглые столы, задержка с внесением законопроектов
в Думу - все это верные приметы того, что кто-то, имеющий на то право,
говорит хорошо знакомую фразу: "Торопиться не надо".
Есть и другие примеры того, что власть фактически занялась откатом с уже
занятых позиций и "пиар-реформами". На днях сам президент внес
в нижнюю палату законопроект, предусматривающий введение в стране суда
присяжных не с будущего года, как планировалось, а уже с 2004-го. Что
же касается "экспромта" министра обороны, попросившего президента
вернуть на флаг Вооруженных сил пятиконечную звезду, то многие эксперты
считают это практическим согласием Путина с тем, что реальные реформы
в армии откладываются.
Проведение ряда кардинальных реформ ограничивается нормами российской
Конституции. Об этом недавно открыто заявил сенатор Александр Казаков,
весьма приближенный к кремлевской администрации человек. По его словам,
"сегодня президент может держать систему под контролем, а завтра
ситуация изменится и регионы вернутся к пересмотру своих и федеральных
полномочий". Казаков считает, что Основному закону "необходим
серьезный капитальный ремонт, который следует поручить профессионалам"
(имеется в виду комиссия Козака)".
ПРОГНОЗЫ для В.В.ПУТИНА. Лично для президента наступающий
год будет сложным, напряженным, драматическим. В преддверии выборов в
Госдуму его непримиримые противники (Березовский, НПСР, КПРФ) попытаются
приложить максимум усилий для обострения обстановки в стране и для дискредитации
самого Путина, а скорее всего и его попытаются "достать" через
семью (жену или детей). Это может начаться в марте и продолжится в апреле.
Возможно, будут использованы личные мотивы и сложности семейной жизни
президента, которые не видны широкой публике и которых пока не касались
отечественные и международные СМИ.
Мы уверены также, что Березовский готовит Путину неприятные "сюрпризы"
к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Речь может идти как легальных
политических акциях, так и о подготовке диверсий в самом городе. Скорее
всего крупные тер.акты удастся предотвратить, но возможны неприятные инциденты.
В июне (15-25) вновь возникает опасность покушения на самого Путина или
на его семью.
В июле-августе В.Путин предпримет жесткие и решительные действия против
своих противников, а также против всех тех заказчиков громких преступлений
прошлых лет (как убийство Старовойтовой), чьи имена неожиданно откроются
в первой половине 2003 года. В это же время повышена опасность подрыва
его авторитета, - либо вследствие осуждения в СМИ некоторых его решений,
либо вследствие специально организованной его противниками кампании и
провокаций.
Осень и конец 2003 года выглядит для В.Путина в нашем анализе удачным.
Он будет "на коне" и лично сыграет заметную роль во всех событиях
конца года, как во внешней политике, так и внутри страны, и на выборах
в Госдуму. Результаты выборов, судя по нашему анализу его данных, президента
все же удовлетворят.
Из информационного бюллетеня №12-02
ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ… НЕ ДОЛЖЕН
БЫТЬ ТОВАРИЩЕМ.
Предваряя общий анализ, прокомментируем сначала активные слухи о возвращении
в Россию В.Гусинского, опального и находящегося под требованием выдачи
по еще два года назад возбужденным против него уголовным делам. Эти слухи
активно распространялись в ноябре в и-нете и сопровождались комментариями
в том смысле, что, во-первых, Гусинский "сдал" Кремлю все свои
медиа-империи, и, во-вторых, что он нужен Кремлю для финансирования, в
частности, "Единой России" (сайт Компромат.ру).
Мы можем уверенно прогнозировать, что Гусинский добровольно не вернется
в Россию - скорее всего никогда, или, по крайней мере, до июня-июля следующего
года. Тем не менее, слухи об изменении отношений между Гусинским и Кремлем
могут иметь под собою некоторые основания: мы полагаем, что Кремлю необходимо
"развести" с ним Березовского, который в последний год стал
главным и довольно опасным врагом Кремля и лично В.Путина.
ЛУЧШЕ ТЕЛЯТА В ЗАГОНЕ, ЧЕМ ЕЖИКИ В ТУМАНЕ.
Итак, в 2004 году три бывшие советские республики, страны Балтии (они
не любят, когда их называют прибалтийскими), - Литва, Латвия и Эстония,
- станут членами НАТО. МИД России, и лично В.Путин уже не раз высказывали
негативное отношение России к этому "механическому расширению, без
корректировки военной доктрины НАТО и без подписания странами Балтии некоторых
основополагающих документов по военному балансу в Европе". Все это,
безусловно, верно, однако, есть в этом процессе и одна весьма положительная
сторона, которая может даже уравновесить для России негативы принятого
НАТО решения.
Дело в том, что эти маленькие прибалтийские страны все последнее десятилетие
вели себя по отношению к России и русскоязычному населению своих стран
(за исключением Литвы) настолько по хамски, что не раз испытывали пределы
терпения Кремля, да и многих россиян, небезразличных к судьбе своих соплеменников.
Понятно, что прибалты вымещали свою десятилетиями (с 1939г) копившуюся
ненависть к "оккупантам" (можно и без кавычек), которая отчасти
перешла и на Россию в целом, и даже, отчасти, на великую российскую культуру.
Что же, теперь эстонцы, латыши и литовцы могут быть спокойны - Россия
уже никогда не оккупирует их земли. НАТО не позволит. Впрочем, Россия
и не собиралась это делать. Но можно не сомневаться, что НАТО также
не позволит своим диковатым "малышам" ни бесконечно хамить
России, ни портить из-за них свои отношения с Кремлем, - интересы НАТО
в целом тысячекратно выше строптивого норова и прошлых обид новичков.
В НАТО они будут теперь как неразумные телята в загоне, или козлики
на привязи, - а это для России гораздо лучше, чем козлы без привязи
или ежики в тумане.
Кстати, тот факт, что Дж.Буш прямо с саммита НАТО поехал сначала на встречу
с В.Путиным в Царское село, а потом уже в Вильнюс (где встретится со всеми
тремя прибалтийскими президентами), - этот факт подтверждает наши предположения.
Ну а страны Балтии через несколько лет столкнутся с проблемой экономической
и затем политической экспансии Германии. Я по старой симпатии к прибалтам
назвал бы их "ежиками в тумане", но многие россияне предпочтут
более крепкие выражения. Маятник их судьбы вновь "зашкалит",
теперь уже в другую сторону. Вряд ли им это понравится.
После октябрьской трагедии и победы в Москве позиции В.Путина
как внутри страны, так и за рубежом значительно усилились (что бы ни говорили
его противники). Мы провели подробный анализ октябрьских событий в прошлом
выпуске. Теперь предлагаем Вашему вниманию статью президента фонда "Политика"
В.Никонова, сделанный им еще до этих событий. Мы помещаем его статью здесь,
так его анализ и прогнозы в основном совпадают с нашими, как сделанными
ранее, так и последними.
БУДЕТ ЛИ У ПУТИНА ТРЕТИЙ СРОК?
Российская элита всегда группировалась вокруг власти. В том, что это происходит
и сейчас, нет ничего удивительного: так было и при царях, и при генсеках.
К президенту стремится огромное количество самого разного народа. А вот
то, что отборных людей у нас всегда было мало, как и везде - тоже печальная
правда. Вряд ли новый политический сезон выдвинет каких-то новых людей
в ближайшее окружение президента, кристаллизует какую-то новую элиту.
Ведь Путин любит работать с теми, к кому привык. Президент не проводит
никаких революционных кадровых перемен. По-прежнему есть три команды -
Семья, питерские силовики и питерские экономисты. Этакий "СПС"
- Силовики, Питерцы, Семья. Даже если предположить отставку Касьянова,
которую чуть не ежедневно пророчат, и в которую я не особенно верю, все
останется по-прежнему. Путин не расширяет в границах "свою"
элиту. Кто бы ни стремился к нему приблизиться - остается на весьма почтительном
расстоянии.
Путину многие предъявляют претензии: президент не занимается работой с
партиями, и уж тем более не осчастливил ни одну из них не то что лидерством,
но даже и своим членством. Может ли что-то измениться? Когда-нибудь это
обязательно случится. Россия - единственная демократическая страна в мире,
где власть принципиально беспартийна, причем на основании закона. Это
лишает смысла весь демократический процесс, суть которого в том, что партии,
агрегируя интересы определенной части избирателей, предлагают свои идеи,
которые поддерживаются частью общества.. У нас партии служат только для
формирования одной из палат парламента, которая потом имеет очень косвенное
отношение к исполнительной власти, так как не имеет функций парламентского
контроля. И если Россия собирается быть демократической страной, то и
президент станет партийным, а бессмысленные нормы, запрещающие партийность
высшим государственным чиновникам, будут отменены. Но когда именно это
произойдет - сказать не берусь. Точно могу сказать, что до своего переизбрания
Путин не пойдет на это - такой ход стал бы для него фактором, осложняющим
переизбрание на второй срок. Хотя, если бы он возглавил какую-то партию,
она могла бы стать партией власти без кавычек, какие есть во всех странах
и которые особенно нужны в странах, которые переживают процесс посткоммунистической
или посттоталитарной трансформации.
Я почти уверен в том, что президент не будет вносить в Конституцию никаких
поправок. Зачем? Она нисколько ему не мешает делать то, что нужно. Да,
она писалась под очень властного главу государства. Но я не вижу причин,
пот которым Путин мог бы стремиться ограничить свои полномочия. Да и вообще,
чудес с властью не случается. Любая власть стремится к своему расширению,
а не к самоограничению. К тому же, хотя я и не большой поклонник нынешней
конституции, у нее есть одно преимущество. Конституция без поправок лучше
аналогичного документа с поправками. Нынешняя действует, к ней привыкли,
она определяет правила игры, а любое изменение правил игры может привести
к непредсказуемым последствиям. Я предпочитаю известное неизвестному.
Уже известно, что за дьявол спрятан в нынешней Конституции, а вот какой
притаится в новой - не рискну предположить.
Путин далеко не выполнил свою миссию. Его миссия - вернуть России статус
великой державы. Для этого нужен экономический рывок, многое другое. Работы
еще много. Но основная интрига будущего сезона достаточно предсказуема,
и я не жду ничего революционного: бюджетные бодания, бодания вокруг местного
самоуправления. Грядет реформа системы государственной службы, но оснований
для революционных встрясок нет. Судя по заявлениям Дмитрия Медведева,
ничего удивительного и нового тут не придумано, а главное - это не приведет
к сколько-нибудь значительному сокращению государственного аппарата.
Еще одна линия напряжения пролегает между центром и регионами. Мне кажется,
Путин больше не будет "закручивать гайки" из центра, он и так
уже дошел до того момента, когда можно сорвать резьбу. Система управления
выстроена: в этом году Кремль не проиграл ни одних региональных выборов.
Раньше такое было просто невозможно. И это направление деятельности отстроено
достаточно профессионально. Есть напряжение по линии "Кремль - олигархи",
которое вызвано неясностью правил игры. Олигархам не вполне понятно, чего
власть от них хочет. Когда с завидной регулярностью вбрасывается информация
о введении концессии на нефть, что попахивает национализацией, когда через
одного на олигархов заводятся уголовные дела, это олигархов не радует.
Но в идею национализации недр я не очень верю.
В своей внешней политике Путин уже оторвался и от элиты и от аппарата.
Но другого способа втащить Россию в цивилизованный мир попросту нет. Если
идти на поводу у нашей элиты, антизападной и изоляционистской, настроенной
изобретать национальный велосипед и национальную таблицу умножения, мы
всегда будем находиться там же, где и теперь. Россия должна совершить
качественный рывок в развитии, что невозможно без качественных изменений
и без интеграции в мировую экономику. Он действительно тащит Россию за
собой. Проблемы - да, они есть. Но смертельными они для его политического
будущего не являются. Россия - страна с "царистской" психологией,
где первое лицо может себе позволить такие вещи. К тому же российское
общественное мнение мало интересуется тем, что происходит за рубежом,
куда интереснее для него, что происходит в стране. У Путина достаточно
информационных ресурсов, чтобы защитить свою внешнюю политику. Однако
справедливо то, что Россия пока в полной мере не получает дивидендов от
своего партнерства с Западом, но причина не в злокозненности Запада, а
внутри самой России. Что нам нужно от Запада? Приток инвестиций. Китай
развивается за счет инвестиций китайской диаспоры и тех же США. Объем
этих инвестиций составил 600 млрд. долларов.
В политической деятельности Путина и Шарля де Голля, которых я сравнил,
как только Путин всерьез о себе заявил, много драматических совпадений.
Не может ли случиться так, что по истечении двух президентских сроков
пройдет какое-то время, и Путин снова вернется к руководству страны через
четыре года? И его возраст, и Конституция России это позволяют. Сложный
вопрос. Я по-прежнему считаю Путина голлистом, хотя это очень разные люди.
Продлевать свой срок президентства он не будет. Но по окончании второго
срока он останется куда более важной политической фигурой, чем ныне Ельцин.
Многое будет зависеть от того, как будет трактоваться этот момент Конституцией.
Но - почему нет? Хотя ничего подобного в истории России никогда не происходило.
Так ведь и в истории Франции тоже - до де Голля.