Еще в декабре 2000 года
(ИБ №1-2001, с.9-12), давая общие прогнозы на 2001 год, мы писали, в частности,
что (дословно) “В.Путину придется лично участвовать в решении острейших
международных кризисов, с риском для своей репутации и даже личной безопасности”.
В начале октября в Брюсселе В.Путин взял на себя ответственность за очень
трудное и, как считают многие аналитики, непопулярное среди россиян (особенно
среди военных) решение присоединиться к антитеррористическому союзу с
НАТО. Нап омним, что это решение не было согласовано официально ни с Госдумой,
ни с Советом Федерации.
В прошлом выпуске нашего
Информационного бюллетеня, анализируя первую реакцию некоторых политических
и партийных лидеров России на события 11 сентября в США и первые шаги
В.Путина по сближению с НАТО, мы вспомнили известное высказыван ие А.С.Пушкина
о том, что “правительство у нас в стране - единственный европеец”. Интересно,
что в проведенном в Брюсселе МИДом Бельгии после очередного заседания
политсовета НАТО неофициальном опросе-рейтинге оценок политических лидеров
стран “большой в осьмерки” (по десятибалльной шкале) наш Президент занял
первое место с результатом 8,5 балла, опередив даже Дж.Буша (7.5 балла)!
В общей части настоящих
прогнозов (раздел II “Союз России и НАТО”) мы подробно анализировали решение
В.Путина и возможные альтернативы. Здесь подчеркнем только, что, по нашему
мнению, он принял единственно правильное решение и на 100% использовал
открывающиеся теперь для России возможности.
Однако решающее сближение
с Западом грозит В.Путину усилением левой и “народно-патриотической” оппозиции
внутри страны. Центральные российские СМИ до сих пор осторожно обходят
эту тему, за отдельными исключениями (НТВ, “Свобода слова”, 5 октября),
но мы полагаем, что оппозиция будет усиливаться. В том же ИБ №1-2001,
еще в декабре 2000 года, мы прогнозировали:
“Осенью и ближе к зиме
2001-2002 года В.Путин окажется в самом трудном положении за все время
его пребывания у власти. Возможно, что в связи с прогнозируемыми нами
на это время драматическими международными событиями, в связи с новыми
сериями терактов и вынужденным участием соединений российской армии в
новых боях на новых рубежах, а также в связи с возможным ухудшением вследствие
всего этого экономического положения в России <...> в стране консолидируется
оппозиция “режиму Пути на” и осенью 2001 года эта оппозиция предпримет
активные действия против Президента и его курса <...> Однако до
этого времени В.Путин будет стремиться (сначала независимо от внутренних
проблем) сильно укрепить свои международные позиции, так что вн утренняя
оппозиция с осени 2001 года вряд ли найдет сочувствие в европейских странах”.
Еще ранее, в апреле 2000
года (ИБ №5-2000) мы прогнозировали, что (дословно) “к 2002 году Кремль
готовит масштабный прорыв в отношениях с Западом, с ЕС, ОБСЕ и НАТО <...>
Международные кризисы 2001 года будут способствовать этому ”.
Таким образом, более чем
за год до этой осени, мы, в основном, верно спрогнозировали все основные
векторы нынешнего прорыва отношений России и Запада и внутренние проблемы,
которые могут возникнуть теперь перед В.Путиным.
Важнейшими его решениями,
связанными с новыми союзническими отношениями с США и с необходимостью
значительных дополнительных расходов на армию, стал отказ от дальнейшего
использования крупнейших баз России во Въетнаме (Камрань) и на Ку бе (Лурдес).
Сенсационное решение относительно станции слежения в Лурдесе (которая
прослушивала практически всю территорию США) было принято 17 октября.
Расходы на ее содержание составляли $200 млн в год. На эти деньги теперь
армия сможет закупить у оте чественной промышленности около 20 военных
спутников-шпионов и полностью обеспечить свои нужды в современных РЛС.
На глазах всей России и всего мира происходит не формальная (на словах),
а действительная переориентация силовых и спецведомств России с цел ей
разведки и противостояния с США на цели борьбы с мировым терроризмом и
решения локальных конфликтов.
ЛИЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ ДЛЯ
В.ПУТИНА
Как мы написали в общей
части прогнозов (раздел II), конец октября и первая декада ноября будут
очень горячими в плане проведения антитеррористической операции в Афганистане
и для самого бен Ладена, а также в событиях на Северном Кавка зе, в Грузии
и вокруг Абхазии. Естественно, все это затронет планы В.Путина на посту
Президента. Вообще в ноябре внешнеполитические события будут больше на
виду и на слуху российских СМИ - ведь предстоит еще встреча с Дж.Бушем
в США. Период с 14 по 2 8 ноября, то есть почти вся вторая половина месяца,
выглядит в нашем анализе в целом для международного сообщества довольно
напряженно и, скорее, негативно.
Лично для В.Путина после
третьей декады октября (на которую мы прогнозируем пик его внешнеполитических
инициатив) в следующем месяце самым важным будет период 21—27 ноября.
В эти дни им будут приняты важнейшие решения как во внутренней , так и
во внешней политике. Однако, главные события этого года, как для всего
мирового сообщества, так и для России, и лично для В.Путина, развернутся
во второй половине декабря. Мы дадим более подробные прогнозы на декабрь
в следующем выпуске бюллетен я.
Из информационного
бюллетеня №10
Примерно 170 лет назад
А.С.Пушкин в одном из своих писем заметил, что “правительство у нас в
стране - единственный европеец”. Комментарии и рассуждения некоторых политических
лидер ов России о событиях в США 11 сентября заставляют вспомнить об этом
высказывании великого поэта и, по определению Николая I, “умнейшего человека
России”. Хотя большинство официальных лиц продемонстрировали более-менее
адекватную реакцию, но чего только м ы не услышали по каналам ТВ и не
прочитали в газетах после 11 сентября! Почти каждый “угол” широкого российского
политического спектра, не исключая и “центристов”, как будто нарочно продемонстрировал
своих “тараканов в голове”. Одни (как новый губернатор Камчатки Машковцев)
договорились до сравнения событий США со штурмом и бомбежками Берлина
(граждан жалко, но США заслужили). Другие, как журналисты “Общей газеты”,
да и почти все либеральные издания на все 100% продемонстрировали “сопливые
интеллигентск ие охи и ахи” в обе стороны, как в сторону США, так и в
сторону “бедного Юга”, которому, якобы, ничего уже не остается, как выражать
свои проблемы с помощью летчиков-камикадзе. Конечно, некоторые из либералов
призвали при этом и к немедленным переговорам с террористами (есть же
и среди них “вменяемые” люди!), и вновь поспешили продемонстрировать свою
заботу о “бедном чеченском народе” и осудили “безжалостных генералов”,
которые теперь, якобы, поспешат “замочить всю Чечню”.
Можно себе представить,
что мы увидели, услышали и прочитали бы в наших СМИ, если бы подобный
теракт вновь произошел в Москве, если бы В.Путин, как Дж.Буш, почти сутки
находился бы неизвестно где, на какой-то сверхзащищенной военной ба зе;
если бы он прибыл на место трагедии, как Дж.Буш, лишь на четвертые сутки;
если бы в течение трех дней наше ФСБ, как американские спецслужбы, не
могли бы даже определиться с истинным заказчиком преступления и в течение
трех дней не предпринимали бы ре шительных действий; если бы при тушении
пожаров на месте трагедии погибло бы более ста пожарных и полицейских;
если бы В. Путин, как Дж.Буш, предложил всем мужчинам быть готовыми призванными
в армию и объявил бы сбор всех резервистов.... Впрочем, эти “если бы”
можно еще перечислять и перечислять.
На этом фоне реакция правительства
России и заявление В. Путина о событиях в США, прозвучавшее уже 11 сентября,
выглядят действительно как едва ли не единственная в стране абсолютно
адекватная реакция на происшедшее. Действительно, пра вительство и Президент
показали себя единственными “европейцами” политической элиты России. Кстати,
одна из последних книг о В.Путине (автор А.Рар) так и называется: “Немец
в Кремле”.
ВЛАДИМИР ПУТИН - НОВЫЙ ТИП НАЦИОНАЛЬНОГО
ЛИДЕРА
Первый Президент современной
России Борис Ельцин, с которым россияне связывали колоссальные надежды
в отношении светлого будущего, вынужден был в своем обращении к населению
страны по случаю досрочного сложения с себя президентских полномочий (а
по сути - отречению) попросить прощения у своих сограждан. Так называемый
либерально-демократический курс претворялся при Б.Ельцине в жизнь практически
одними указами Президента (а не полн омасштабными реформаторскими законами),
что породило и в экономике, и в политике самые уродливые явления. С другой
стороны, нельзя не признать, что Россия за 10 лет правления Б.Ельцина
в общем все же без “большой крови” прошла беспрецедентный в истории п
ередел собственности (в 1917-1924 годах была Гражданская война), и прошла
в направлении рыночной экономики тот путь, который занял на Западе 100-150
лет, и который лишь в последние 50-70 лет приобрел там цивилизованные
формы и дал достойный уровень жизни большинству населения Запада. Нельзя
не признать также, что именно Б.Ельцин безукоризненно соблюдал принципы
свободы слова в России и что его “митинговая демократия” 1989-1994 годов
заложила основы новой демократической России и вывела в политическую жи
знь не только псевдодемократическую “пену”, но и целую плеяду талантливых
молодых политиков. Кстати, эту историческую роль “митинговой демократии”
в России начала 90-х годов отметил недавно и сам В.Путин, подчеркнув одновременно,
что ее время кончилось.
Как и следовало предположить,
В.Путин пошел другим путем. Получив столь тяжелое наследство, он отказался
от спасения России авторитарными методами, создав реальные предпосылки
для продвижения страны по ранее разработанному в целом демо кратическому
курсу. Концептуальные положения Трудового и Земельного кодексов, а также
Налоговая реформа позволяют говорить об ориентации Президента на либерализацию
экономики в полном смысле этого слова. Да и сами лидеры СПС (Б.Немцов)
уже неоднократно з аявляли, что В.Путин и нынешняя Госдума фактически
в значительной степени проводят в жизнь их либеральную экономическую программу.
Экономические реформы Г.Грефа решительнее и либеральнее реформ Е.Гайдара
и А.Чубайса. А политические реформы В.Путина спосо бны создать в пределах
конституционного пространства политическую базу для осуществления намеченного
курса. Усиление вертикали власти и укрепление государства- тоже заслуга
В.Путина. Кстати, мы с самого начала его правления, еще в январе 2000
года (ИБN2- 2000), а затем в апреле (ИБN5-2000) довольно детально и абсолютно
точно спрогнозировали все главные векторы его будущей политики и примерно
назвали срок и проведения (а затем и отдачи, получения позитивных результатов)
основных политических, экономических и социальных реформ.
Политический стиль управления
В.Путина кардинально отличается от стиля Б.Ельцина. С самого начала своего
правления В.Путин не позволил ни одной из группировок включить себя в
свой состав. "Питерских" в Москве много, но их успешно уравн овешивают
"волошинские". Президент же умудряется работать и с теми, и с другими,
держа их в то же время на почтительном расстоянии друг от друга, или заставляя
притереться друг к другу, если это необходимо для общего дела. Долго притирались
друг к другу М.Касьянов и Г.Греф, но к осени этого года все же научились
работать совместно. В стремлении подчинять, не стравливая, - первая черта
новизны лидера государства. Президент выстраивает членов обеих команд
таким образом, что все они постоянно чувствуют себ я частью целого.
Второй новой чертой путинского
стиля руководства является внутренний плюрализм власти. Его предшественник
любил различного рода "рокировочки" и "загогулинки", интриги и игры в
противовесы. Что касается действующего президента, то он не играет, а
придерживается строго средней линии, - которую, кстати, всегда максимально
трудно проводить любому политику, любому национальному лидеру. Некоторые
политологи предполагают, что таким образом В.Путин просто переосмысливает
авторитарное лидерств о с соблюдением всех правовых норм. То есть он постепенно
становится современным авторитарным руководителем, приоритетами которого
являются, однако, зак онность и право в полном смысле этого слова.
Третьей новой характеристикой
можно считать отказ от репрессивного принципа саморегулирования. В свое
время М.Горбачев не дал репрессировать Б.Ельцина (а такие предложения
от спецслужб были), хотя и пытался после 1988 года “не пускать” его в
политику. При Б.Ельцине сведения счетов, отставки, опала и прочие кадрово-должностные
перемены в нарочито бесцеремонных формах стали общей практикой.
В.Путин в этом плане -
прямая противоположность Б.Ельцину. В тот вечер, когда первый Президент
России произносил прощальную речь, и.о. Президента подписывал указ, согласно
которому Б.Ельцину и его семье предоставлялась масса льгот и пр ивилегий,
в том числе и иммунитет от уголовного преследования. Конечно, этот указ
был одним из условий “монархической” передачи власти, однако, как выяснилось
затем, нынешний Президент вообще предпочитает не унижать одиозные фигуры
прошлого, а списывать их в исторический архив. Такая участь ждет, в частности,
Б.Березовского и ряд активных членов бывшей "семьи". О личностях ельцинской
эпохи понемногу стали забывать, поскольку есть более актуальные проблемы:
повышение законотворческой деятельности, партий ное строительство, ситуация
вокруг отечественных естественных монополий и ряд других. Настоящее кажется
намного интереснее прошлого. Постепенно становится ясно, что В.Путин находится
в стадии "поиска" нового образа лидера государства.
Поэтому политологи как
у нас в стране, так и за рубежом стали все чаще говорить о втором издании
в России "либерально-демократической революции", хотя сам В.Путин категорически
не приемлет этого слова, “революция”. Успех революции, как показывает
многолетний исторический опыт, обычно зависит от умения ее организаторов
конструктивно реформировать (а не уничтожить) все то, против чего она
изначально была направлена. Может именно поэтому В.Путин отказался пересматривать
итоги чубайсовско й приватизации, хотя по всему видно, что она во многом
его не устраивала с самого начала ее осуществления. К левому флангу политического
спектра Президе нт проявляет завидную терпимость и даже иногда намекает
на возможность грамотного его интегрирования в реальную действительность.
В осуществлении кадровой политики В.Путин вообще практически безупречен.
Он неоднократно давал понять, что "революционные пр еобразования в правительстве
исключены".
Конечно, говоря о стиле
правления В.Путина, нельзя не сказать о петербургской и московской традициях
власти. Московский стиль связан с византийскими традициями, петербургский
- с европейскими. Недаром В.Путина до сих пор в Москве (моск овское чиновничество)
считают чужаком и его рейтинги не превышают в Москве 20-30%. Об этом уже
много писали, в том числе и мы в наших аналитических материалах. Впервые
после развала российской империи (в 1917 году) лидером страны стал петербуржец
в полно м смысле этого слова, носитель трехсотлетней особой политической
и человеческой культуры.
Конечно, у В.Путина как
у политика есть и свои недостатки, и мы не раз обращали внимание на них
в наших аналитических материалах. Но в целом пока не они, не недостатки
В.Путина, определяют его линию и стиль правления, а все же его дост оинства.
В.Путин как-то заявил,
что он не пытается стать вождем, а просит рассматривать себя как “высшего
наемного чиновника России”, не подражая при этом ни своим предшественникам,
ни западным лидерам, однако, российский менталитет таков, что в случае
успеха его политики, его реформ, новый (хотя и более мягкий, чем прежние),
идущий снизу (а не от окружения) “культ личности” В.Путина в перспективе
почти неизбежен. В ИБN7, рассматривая долгосрочные прогнозы развития России
(до 2013 года), мы ан ализировали и эту перспективу и пришли к выводу,
что на волне будущего (в 2006-2009гг.) мощного экономического бума в России
этого “мягкого культа личности” почти невозможно будет избежать.
Личные прогнозы для В.Путина
на октябрь
Прежде чем перейти непосредственно
к прогнозам, отметим, что планы Осама бен Ладена на сентябрь не ограничивались
лишь нападением на США. 9 сентября его агентам удалось осуществить теракт
против лидера антиталибской оппозиции, руко водителя Северного альянса
Ахмада Шаха Масуда (умер от ран 15 сентября). Последствия этой потери
для антиталибской коалиции будут, вероятно, весьма серьезными, так как
“панджерский тигр” был едва ли не единственным лидером, которому удавалось
удерживать единство Северного альянса. Взрыв административного здания
(самого охраняемого объекта) в Грозном также, безусловно, был осуществлен
в контексте общего плана широкого наступления террора бен Ладена. Ясно,
что не все планы “террориста N1” осуществились. Т ак, четвертый захваченный
в США самолет, который планировалось направить, видимо, на Капитолий в
Вашингтоне, упал в другом месте (видимо, из-за героической попытки нескольких
пассажиров обезвредить угонщиков). Наверняка планировались и не осуществились
п о тем или иным причинам какие-то теракты в Европе и в России. Вряд ли
спецслужбы Запада и России будут в настоящих условиях раскрывать свои
карты и рассказывать, как им удалось предотвратить их. В связи с этим
отметим, что наш прежний (ИБN8) прогноз о то м, что в период 24 августа-8
сентября повышена вероятность попытки организации покушения на главу государства
и высшее командование российских войск на Северном Кавказе и что при этом,
как и ранее, службы охраны справятся со своими обязанностями - этот прогноз,
скорее всего, был правилен. Кстати, тот факт, что президент США в течение
суток после событий 11 сентября “прятался” на военных базах, говорит,
скорее всего, о том, что спецслужбы США располагали какой-то информацией
и о планах покушения на Дж.Буша. Очень вероятно, что перед нападением
на США Осама бен Ладен планировал такую акцию и в России, в том числе
и для отвлечения внимания западных спецсл ужб.
Мы подтверждаем наши прежние
прогнозы о том, что в сентябре (в период 19-28) в российской политике
завязывается еще одна интрига, которая будет длиться до 2-7 ноября, с
пиком в первой половине октября (скорее всего 9-13 октября). Возмо жно,
это связано отчасти с принятием в Госдуме бюджета на 2002 год, однако,
бюджетом дело не ограничится. Все самые острые политические сценарии второй
половины этого года развернутся в указанный период. Временами, особенно
в период 1-23 октября, будет д аже казаться, что без решительных действий
Президента дело не обойдется, однако, наш анализ показывает, что, скорее
всего, никаких “революций” все же не произойдет. Критический период для
самого В.Путина наступит, как указано выше, 9-13 октября.
В плане внешней политики
и, прежде всего, в связи с координацией действий российских и западных
спецслужб против Осама бен Ладена мы прогнозируем самые острые события
на период с 26 се нтября по 7 октября (особенно около 1 октября) и затем
на 3-8 ноября с.г. Новые теракты со стороны самого бен Ладена наиболее
вероятны теперь в конце сентября, конце октября, ноябре и около Нового
года - мы писали об этом в разделе анализа внешнеполитиче ских событий