Как мы и прогнозировали в предыдущем выпуске,
во второй декаде октября в СПС усилились внутрипартийные разногласия.
На конференции 9-11 ноября петербургское
отделение СПС не поддержало кандидатуру центра и выбрало на пост председателя
директора рыбного порта Э.Сергеева, известного радикальными взглядами
по отношению к Президенту РФ и экономической политике страны. Считают,
что это связано с уходом И.Хакамады с поста председателя петербургского
отделения СПС на должность координатора. Сама И.Хакамада рассчитывала,
что такой шаг приведет к усилению вертикали партии, однако произошло иначе.
По заявлению И.Хакамады, такое развитие событий стало неожиданным для
федерального центра и может привести к расколу партии и началу строительства
в Петербурге новой организации. Аналитики относят саму возможность возникновения
подобной ситуации к организационным просчетам лидеров центра - проводимая
ими публичная деятельность в данном случае менее значима, чем конкретная
работа на местах, которую провели Э.Сергеев и его сторонники. Опасность
недостаточно внимательного отношения лидеров к партийному строительству
и недовольство этим обстоятельством рядовых членов партии обозреватели
отмечали еще летом, непосредственно после съезда СПС. Так, член вновь
избранного политсовета М.Шмачков заявил, что “первый политсовет за 4 месяца
существования не сделал ровным счетом ничего, неудивительно, что вопль
протеста назрел и прорвался изнутри”.
"Раскол стал результатом ошибок роста
партии и ошибок его руководителей", - заявил М.Толстой, который и являлся
кандидатурой центра на пост председателя. Предполагалось, что его избрание
поможет вернуть частично утраченный, по мнению лидеров, электорат (представителей
интеллигенции), и теперь эти планы остались невыполненными. Ситуация с
организационными вопросами осталась неясной и в дальнейшем. Так, например,
депутатов ЗС Петербурга избрали в новый состав политсовета заочно, не
спрашивая их согласия, и 15 октября состоялось заседание фракции СПС в
Законодательном собрании, чтобы принять решение по этому вопросу. Однако
ожидаемые представители центра не прибыли, и решение принято не было.
М.Толстой считает, что именно федеральный центр должен получить от нового
политсовета гарантии в общности стратегии, хотя такая возможность и вызывает
серьезные сомнения. По всей вероятности, центр также пока не пришел к
единому решению по поводу происшедшего, и не разработал тактику дальнейших
действий.
Немаловажно, что все эти события происходят
на фоне интеграционных процессов в “Отечестве” и “Единстве”, стремящихся
создать объединенную проправительственную партию. Кроме того, состоялось
ожидаемое событие с избранием на пост председателя ДВР нового лидера -
новгородского губернатора М.Прусака, и хотя обозреватели высказывают сомнения
в возможном росте влияния этой партии, однако не исключают его. Правда,
считается, что ДВР будет претендовать скорее на электорат “Яблока”, чем
СПС, однако, и последний также пытается привлечь к себе этот круг.
Гораздо более определенной выглядит позиция
СПС относительно экономической и политической линии развития России. И
лидер СПС Б.Немцов продолжает вести активную публичную деятельность.
Так, от имени правых Б.Немцов высказался
за ускорение подписания соглашения РФ и ЕС по Калининградской области,
как гарантии ее будущего развития и возможности России таким образом раньше
начать взаимодействовать с Европой на других условиях. По мнению лидера
СПС, вхождение России в ЕС может произойти не раньше 2015 года, а Калининградской
области - уже к 2005 году. Правыми, в частности, предлагается выдача всем
жителям области шенгенских виз (для снятия угрозы изоляции) и обеспечение
уровня жизни до ближайших соседей - Литвы и Польши. Калининградская область
стала пятым регионом России, где было подписано соглашение о взаимодействии
двух уровней законодательной власти - фракции СПС в Госдуме и фракции
СПС в Калининградской областной думе, что вполне соответствует нашему
прогнозу об успешности СПС в заключении соглашений, выражающих партийную
линию, в первой декаде октября.
Высказывая мнение СПС по ситуации в Афганистане,
Б.Немцов заявил, что необходимо принять закон, запрещающий российским
солдатам воевать на территории этой страны, и даже консультировать силы
Северного альянса в вопросах обращения с техникой иначе как на территории
России, т.к. это было бы нарушением обязательств, взятых на себя Россией.
Кроме того, лидер СПС высказал опасения, что Северный альянс может объединиться
с талибами против США, если последние недостаточно четко будут проводить
операцию (в качестве примера приводится Чечня, в которой, несмотря на
противоречия между отдельными командирами, произошло объединение сил против
общего врага). Однако одновременно Б.Немцов считает, что Россия должна
стать “полноправным участником антитеррористической коалиции”. Более подробно
свои предложения, как это возможно осуществить, правые пока что не высказали.
Что касается грузино-абхазского конфликта,
здесь правые придерживаются противоположной точки зрения, считая, что
российские войска не должны выводиться, т.к. это “единственный гарант
стабильности” в регионе в целом, и последствия могут быть на руку только
террористам.
Кроме того, 8 октября Б.Немцов принял
участие в совете по предпринимательству при правительстве РФ, темой обсуждения
которого являлась пенсионная реформа. В частности, предложения касались
формирования накопительной части пенсии - в представленном законопроекте
не прописан порядок инвестирования пенсионных средств негосударственными
компаниями (предполагается это сделать через отдельные законопроекты),
что не устраивает предпринимателей и требования к большей прозрачности
инвестирования средств по государственной линии. Б.Немцов высказал опасения,
что при недостатке контроля государственные средства могут быть вложены
чиновниками в госбумаги, что нежелательно с любой точки зрения. Результатом
совещания явилось решение о представлении в Госдуму альтернативного проекта
в случае, если предложения предпринимателей не будут учтены.
В ноябре для Б.Немцова прогнозируется
продолжение и усиление внутрипартийных противоречий, при этом реально
обговаривать и решать вопросы лидерства и партийного строительства придется
уже с начала месяца. В течение всего ноября первостепенное значение будет
иметь идеологическая платформа, на которой существует СПС, вероятны разные
мнения и разногласия по этому поводу. В первой половине месяца вероятен
выход из партии некоторых ее членов или продолжение раскола по петербургскому
варианту - особенно в районе 11-16 ноября. Вероятно, причиной для этого
станет ошибочная тактика самого Б.Немцова (или коллективные решения лидеров
СПС, принятые в период 3-8 ноября).
Однако основные партийные изменения произойдут
в декабре, по всей вероятности синхронно с другими партиями, пытающимися
поделить влияние на власть - “Отечеством” и “Единством”. И в это время
уже можно говорить о выходе СПС из кризиса и росте авторитета Б.Немцова.
По всей вероятности, его действия будут поддерживаться объединенным советом
(а, возможно, и не только им) и наступит достаточно удачная для лидера
СПС полоса.
В течение всего ноября не снимаются противоречия
СПС с официальными структурами, по крайней мере, в заявлениях, которые
от имени правых делает обычно Б.Немцов, в том числе с политикой, проводимой
правительством РФ и Президентом РФ. Тем не менее, третья декада ноября
прогнозируется более успешной, вероятно усиление представительской деятельности
Б.Немцова, в том числе встречи с высшими лицами государства, поездки по
стране и за рубеж. В этот же период успешны судебные процессы и возможно
оказание СПС определяющего влияния на принятие законодательных актов.
Из информационного бюллетеня №10
Заседания Госдумы начались обсуждением
бюджета 2002 года. Что касается Б.Немцова, то основные приоритеты для
осенней сессии парламента он обозначил еще на пресс-конференции от 9 ав
густа. Наиболее важными задачами для Госдумы Б.Немцов считает военную
реформу, завершение работы над Налоговым, Трудовым и Земельным кодексами.
Причем особо отмечается, что депутаты
фракции СПС разработали детальный план реформы совместно с ведущими военными
экспертами, и этот план уже представлен Президенту РФ. В частности, речь
идет о сокращении срока службы в армии до полуг ода, что, по мнению правых,
поможет в создании армии на контрактной основе. Планируется, что после
двух лет контрактной службы рядовой получит право на бесплатное образование,
после пяти - создаст накопления на покупку жилья.
Другим приоритетом, постоянно провозглашаемым
СПС, остается чеченская тема. Недавняя перепалка (иначе это сформулировать
трудно) между Б.Немцовым и В.Путиным показала, что Президент настроен
решительно в отношении всех возможных полити ческих спекуляций на эту
тему. Напомним, что на заявление Б.Немцова о готовности провести мирные
переговоры с А.Масхадовым, В.Путин четко сформулировал условия, на которых
подобные переговоры могли бы быть проведены - разоружение всех бандформирований
и выдача федеральным властям наиболее значимых преступников. При этом
Президентом обозначены сроки - не более трех месяцев. “Если не способны,
пусть тогда прекратят суетиться на политической сцене страны и сдадут
мандат депутата Госдумы”, - заявил Президен т.
В дискуссию вмешался также глава администрации
Чечни А.Кадыров, заявив, с одной стороны, что переговоры с Масхадовым
вести бесполезно, с другой стороны - что условия, поставленные Президентом
РФ, в принципе невыполнимы.
Тем не менее, Б.Немцов, ответив, что не
В.Путину его снимать, продолжает заявлять о своей готовности начать процесс
по мирному урегулированию в Чечне, что в случае продолжения такой линии
ставит Б.Немцова в невыгодное положение, т.к. э то уже не оппозиция “по
ряду вопросов”, как постоянно говорят в СПС, а реальная оппозиция Президенту.
(Например, Б.Березовский решился на отъезд из страны из-за менее резких
высказываний, а чутье у него развито очень сильно). То, что Б.Немцов продолжает
свою линию, явственно видно из заявлений, сделанных им уже после вышеописанной
дискуссии.
Б.Немцов подчеркивает, что СПС - единственная
партия, имеющая план выхода из чеченского кризиса, “хороший или плохой,
но он есть” и “другого пока никто не предложил”, и необходимо уничтожать
террористов и вести переговоры одновременно. А вопрос разоружения бандформирований
должны решать все политики страны совместно.
Главные положения программы СПС по выходу
из чеченского кризиса.
Создание восьмого федерального округа на территории
Чечни.
Назначение генерал-губернатора - не чеченца.
Принятие государственной программы помощи беженцам.
Проведение переговоров с чеченцами с выбором участников
переговоров с чеченской стороны демократическим путем.
По-прежнему важной темой остается партийное
строительство. По словам Б.Немцова, его темпы довольно высоки, за лето
в 50 регионах страны созданы организации СПС, а сам лично он принял участие
во многих региональных конференциях. “Одна и з базовых задач - “прорасти”
в регионах”.
Отметим, что уже сейчас проявляются признаки
идеологической платформы, которую СПС начинает формулировать более четко
и устами своего избранного лидера Б.Немцова, и устами полпреда в ПФО С.Кириенко:
СПС - партия среднего класса, которы й будет гарантом политической стабильности
и устойчивости, партия деловых и образованных людей.
В рамках работы в регионах СПС по-прежнему
проявляет особое внимание к выборам глав городов, особенно в ключевых
городах. Так, после недавно завершившихся, относительно удачных для СПС
выборов в Нижнем Новгороде, следующим этапом являю тся выборы в Ижевске,
где решение о поддержке кандидата будет принято в начале октября руководством
партии в Москве. СПС намерено пригласить обоих канди датов, имеющих наибольшие
шансы на успех - и.о. главы администрации В.Балакина и главного федерального
инспектора по Удмуртской Республике С.Чикурова на политсовет местного
отделения партии для ознакомления с их предвыборными программами.
Тем не менее, по мнению аналитиков, рядовые
члены СПС недовольны темпами партийного строительства и считают, что лидеры
уделяют недостаточно внимания организационным вопросам. Отмечают, что
слияния партий, заявивших о самороспуске к ма ю 2001 года и формально
объединившихся на съезде правых, фактически не произошло. По нашим прогнозам,
именно в октябре 2001 года внутрипартийные противоречия обострятся, что
может повлечь за собой постановку вопроса о лидере партии. Во всяком случае
Б.Не мцову придется искать компромисс с сопредседателями партии, и во
многих вопросах ориентироваться на их мнение и поддержку.
Первая декада октября выглядит для Б.Немцова
относительно удачной: вероятно принятие правовых актов, которые выражают
партийную линию, однако решение остальных вопросов будет проходить в атмосфере
сильнейшей конкуренции, если не сказат ь борьбы, кроме того, важнейшие
решения, как в области внутренней политики страны, так и во внутрипартийном
строительстве, будут отложены до третьей декады октября.
Во второй декаде октября обострится политическое
соперничество. В это время трудно достичь политических соглашений, скорее
наоборот, партия и лично Б.Немцов, может потерять некоторых союзников.
Еще более четко будет обозначена идеологи ческая линия СПС, как с целью
привлечения на свою сторону электората (в том числе в связи с усилившейся
деятельностью новгородского губернатора М.Прусака по возрождению ДВР,
которая может стать альтернативной СПС партии), грядущей регистрацией
партий, та к и в связи с главной целью - формированием жизнеспособной
оппозиции. Как уже отмечалось выше, идеологическая подоплека тесно связывается
с настроениями внутри страны и с курсом Президента РФ на политическую
и экономическую стабилизацию общества.
Вторая половина октября вообще будет важна
для Б.Немцова. Помимо вышеописанных тенденций вероятно обострение противоречий
с Президентом РФ (с правительством РФ возможно, но менее вероятно), хотя
пик дискуссий по чеченской тематике (и н аиболее важные решения по этому
вопросу), также как и по военной реформе, мы прогнозируем на декабрь 2001
года. Также высока вероятность активного участия правых в финансовых изменениях
в обществе.
В последних числах месяца вероятно более
четкое оформление планов СПС и удачные выступления в СМИ, которые могут
обеспечить поддержку партии частью населения России.