Председателю Совета Федерации, наиболее
высокопоставленному представителю команды президента, начало лета готовит
серьезную проверку на прочность. Возможно, это станет довольно жестким
сюжетом в его политической биографии.
Напомним, что Сергей Михайлович был избран на свой нынешний пост 5 декабря
2001 года на утреннем заседании Совета Федерации, как вероятно показалось
большинству телезрителей, "легко и одномоментно". Между тем,
этот головокружительный взлет ранее не известного российской общественности
питерского парламентария на деле был многосложной и многослойной операцией,
реализованной президентской командой по всем правилам военного искусства.
Причем самым проблематичным был стартовый ход - прохождение Миронова в
верхнюю палату российского парламента в качестве представителя Законодательного
собрания города.
Москва и Питер в современной России - это настоящие города-государства.
В Москве ежедневно находится порядка 16 миллионов человек - при 10 миллионах
жителей; 3 миллиона зарегистрированных и 3 миллиона незарегистрированных
приезжих. В Петербурге - 5,5 миллионов при 4,5 миллиона жителей; миллион
приезжих ежедневно. Значимость их промышленного, культурного и научного
потенциала сопоставима с влиятельными европейскими государствами. Местная
власть - мэр Лужков и губернатор Яковлев - это те орешки, которые оказались
"не по зубам" федеральной власти, за два года отстроившей систему
федеральных округов и эффективно проводящей через полпредов федеральную
политику в регионах. Везде это удалось с блеском кроме Москвы и Питера.
Голос федеральной власти необычайно слаб, например, в Законодательном
Собрании Петербурга. И потому, проявляя декоративное почтение к президенту,
зная его давние прочные дружеские связи с Сергеем Мироновым, идентифицируя
Миронова как человека президентской команды, но при этом оппозиционера
власти местной, при избрании Миронова в Совет Федерации в июне 2001 года
депутаты должны были проводить волю местной власти. И все-таки пропустили
Миронова в Совет Федерации, - но с величайшим скрипом и сопротивлением.
Отношения с коллегами по петербургскому парламенту и сегодня остаются
наиболее слабым местом председателя Совета Федерации. Депутаты Заксобрания
имеют рычаги политического воздействия на Миронова - "захотели -
избрали, захотим - отзовем". А еще возможен вариант: "не захотим
- не изберем на новый срок в Совет Федерации". Полномочия Миронова
в Совете Федерации, к слову, заканчиваются в январе 2003 года, вместе
с прекращением полномочий избравших его депутатов. Так что к имеющимся
реальным рычагам, напряженным и ревностным личным отношениям с депутатами
Заксобрания (стоит вспомнить только одну реплику председателя Заксобрания
Сергей Тарасова, прокомментировавшего корреспонденту ИТАР-ТАСС избрание
Миронова председателем верхней палаты: "я его вырастил, как члена
совета Федерации") можно добавить приближающиеся парламентские выборы.
Это время самых резких и неосторожных ходов, время, когда депутаты с особым
рвением стремятся проявить личную преданность местной власти, опирающейся
на довольно широкую поддержку части населения северной столицы.
В начале нового, федерального, московского витка карьеры С.Миронова определенным
препятствием был прежний спикер, орловский губернатор Егор Семенович Строев,
руководивший палатой с незапамятных времен и имевший репутацию "премудрого
пескаря". Эту проблему администрация президента решила виртуозно
и при этом в высшей степени уважительно и корректно. Сначала лидер группы
"Федерация" в домироновском Совете Федерации, Валерий Горегляд
представил Сергея Миронова действующему спикеру как кандидатуру, поддержанную
большинством авторитетных членов группы. Егор Строев обещал подумать.
В нужный момент (23 ноября 2001 года) случилось так, что Строев, направляясь
в Петербург для участия в Межпарламентской ассамблее государств-участников
СНГ пригласил Сергея Миронова лететь вместе с ним. Во время разговора
у Сергея Миронова сложилось впечатление, что "Строев как будто присматривался
к нему, по-своему проверял, тестировал". Это цитата из информационного
сообщения, подготовленным сотрудниками администрации президента в качестве
истории избрания Миронова. Затем источники в окружении действующего спикера
Совета Федерации сообщили, что решение представить Сергея Миронова как
своего преемника Егор Строев принял во вторник 27 ноября.
Сенаторы отличаются от младших политических коллег из питерского парламента
большей сложностью своих политических биографий, серьезностью испытаний,
которые им довелось пройти, и количеством этих испытаний. Стоит вспомнить
судьбу хотя бы двух из них - бывших губернаторов Николая Игнатовича Кондратенко,
пришедшего в верхнюю палату с поста губернатора Краснодарского края, всенародно
любимого "Батьки Кондрата" и Александра Викторовича Назарова,
которого Роман Аркадьевич Абрамович "изящно попросил" с поста
"губернатора Чукотки" взамен на спокойную и солидную жизнь сенатора.
Эти люди умеют слышать, когда к ним обращаются из администрации президента.
И сигнал относительно нужности для государства Сергея Миронова не иначе
как на посту председателя Совета Федерации они восприняли адекватно.
Между тем, интрига с избранием Миронова "поломала хребет" другой
политической комбинации, которая казалось в 2001 году наиболее вероятной.
Группа "Федерация" объединила в прошлом году большую часть сенаторов
и готовила спикера из своей среды - того самого нынешнего зама Миронова
Валерия Горегляда.
Инициатором создания этой группы был нынешний председатель Комитета Совета
Федерации по международным делам, член Комиссии Совета Федерации по регламенту
и организации парламентской деятельности, член Комиссии Совета Федерации
по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, Михаил Витальевич
Маргелов, делегированный в Совет Федерации губернатором Псковской области
Евгением Эдуардовичем Михайловым. Политическая биография Михаила Маргелова
необычайно насыщенна. Для своих неполных 38 лет он многое успел, при этом
практиковал в основном "шаги за сценой", так что сумел приобрести
"широкую известность в узком кругу".
Карьерный потомственный дипломат, в 1986 г. окончил историко-филологический
факультет Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. Свободно
владеет английским и арабскими языками. С 1984 г. работал в Международном
отделе ЦК КПСС переводчиком. После окончания института и получения специальности
историка-востоковеда и референта-переводчика приглашен на работу преподавателем
арабского языка в Высшую школу КГБ СССР им. Дзержинского /1986-1989/,
затем работал ведущим контрольным редактором арабской редакции ГРИДЗ ТАСС
/1998-1990/, консультантом ведущих западных консалтинговых компаний и
в этом качестве участвовал в проектах реструктуризации приватизированных
предприятий, оценке возможностей российского рынка, PR обеспечении проектов
/1990 - 1995/. В 1995 году участвовал в разработке и исполнении рекламно-агитационной
и PR кампании общественного объединения "ЯБЛоко" на думских
выборах 1995 года в должности директора-координатора рекламного агентства
"Видео Интернешнл". В первой половине 1996 года являлся главным
координатором рекламно-агитационной кампании Бориса Николаевича Ельцина,
выигравшего президентские выборы 1996 года в результате объединения ресурса
и олигархов и возможностей ведущих печатных и электронных СМИ. Михаил
Маргелов участвовал в разработке стратегии кампании 1-го и 2-го туров,
создании концепций и координация акции: "Ельцин - наш Президент"
и "Верю, люблю, надеюсь" и был награжден благодарностью Президента
РФ за активное участие в предвыборной кампании и должностью первого заместителя
начальника Управления, а затем начальника Управления Президента Российской
Федерации по связям с общественностью, работавшего в составе Администрации
Президента РФ. В этой должности он, в частности, участвовал в подготовке
радиообращений Президента РФ и Послания Президента РФ Федеральному Собранию
1998 г. Затем , летом 1998, был назначен заместителем Председателя Правления
РИА "Новости", в декабре того же года - руководителем группы
политических обозревателей РИА "Новости", а в октябре 1999 возглавил
образованный Распоряжением Правительства Российской Федерации Российский
информационный центр (Росинформцентр), главной задачей которого была реализация
государственной политики в ходе оперативного освещения событий, происходящих
на Северном Кавказе, других кризисных ситуаций и политической ситуации
в России. На выборах в Госдуму 1999 года Михаил Маргелов выступал в качестве
советника Сергея Владиленовича Кириенко - одного из лидеров Союза Правых
Сил на выборах в Государственную Думу, а в последний период парламентской
предвыборной кампании 1999 года являлся пресс-секретарем Движения "Единство".
Подытоживает этот цветистый перечень работа Михаила Маргелова в предвыборном
штабе кандидата в президенты РФ Владимира Владимировича Путина в качестве
ответственного за связи с зарубежными СМИ.
Траектория движения Михаила Маргелова по закулисным тропам российской
политики столь причудлива, что ее хватило бы, возможно, на несколько жизней.
Это обнаруживает в нем громадную, даже чрезмерную динамику, политическое
чутье, завидный набор талантов и одновременно, может быть, нелюбовь или
неспособность к постоянным однонаправленным самостоятельным усилиям. Можно
предположить, что взятый в ранней молодости высокий темп он не захочет
сбавлять и впредь, что подтверждается и его активностью по созданию группы
"Федерация" в верхней палаты парламента. То есть, Михаил Маргелов
в настоящий момент просто обязан думать о президентской кампании 2004
года и своей роли в ней.
Главный кандидат известен и не скрывает своих намерений баллотироваться
на второй срок. Это сужает для политтехнолога поле для маневра для работы
с группой поддержки. То есть, речь идет о том, на какую группу, какой
слой будет опираться В.В.Путин в 2004 году, как создать, взрастить, идеологически
оформить и грамотно "культивировать" этот слой. В 2000 году
роль "культиватора" сыграло "Единство". Но за последний
год "Единство" потеряло свое влияние, оказалось размыто в ходе
строительства "Единой России". Есть даже более серьезные сигналы,
указывающие на то, что "медведи" больше не ко двору Кремле из-за
своей излишней подобострастности и идеологической бессодержательности.
Достаточно вспомнить их акции по созданию бюстиков Путина и выпуску детских
книжек о маленьком Володе со специальной страничкой, для того чтобы ребенок
мог написать письмо президенту, и "большой медведь отнесет его в
Кремль". "Единство" было тем щебнем под колесами, который
помог двинуться с места, но оно осталось продуктом олигархической эпохи,
с ее страстью к строительству партии власти. В процессе строительства
сильного современного государства оно может стать тормозом. Так что в
2004 год "Единство", или его осколки скорее всего, не возьмут,
либо ему будет отведена крайне скромная роль в битве за умы, души и голоса.
Перебирая варианты персоналий, которые смогли бы стать создателями, носителями
и проводниками новой идеологии, любой политтехнолог скорее всего "упрется"
в С.М.Миронова. Он один из самых видных членов президентской команды,
самый высокопоставленный, достаточно свободный для того, чтобы вести сложную
политическую игру (не является чиновником или полпредом), достаточно самобытный
и прогрессивный, опирающийся на поддержку жителей родины президента. И,
добавим, имеющий там весьма скромный опыт партийного строительства. Однако,
парадокс - региональный характер и узкий спектр действия созданного в
октябре 2000 года Сергеем Мироновым движения "Воля Петербурга"
- это, как теперь выясняется, не минусы а плюсы. Главный плюс в том, что
"Воля Петербурга" не успела себя скомпрометировать. Она известна
лишь реставрацией гранитных львов на Адмиралтейской набережной и маленькими,
но регулярными делами на благо горожан. Это означает, что у Миронова есть
потенциал строителя совершенно нового политического движения и при этом
есть востребованность со стороны президента именно в этом качестве.
Вернемся, однако, к ситуации в Совете Федерации. Востребованность Миронова
перекрывает кислород Маргелову. Оба - люди Путинского призыва, но "лист
Миронова" более белый, ненаписанный лист, а на "листе Маргелова"
если захочется что-то еще написать, придется воспользоваться полями. Поэтому
эти двое являются прямыми конкурентами в борьбе за право стать рупором
президента в 2004 году. Причем Маргелов - опытный политический боец, автор
многих "политических зачисток" и поэтому представляет для Миронова
серьезную опасность.
Вероятно, он без труда нащупает ахиллесову пяту Миронова - его слабое
влияние на питерских парламентариев. Маргелов может это использовать,
проведя работу среди питерских парламентариев, чтобы те инициировали вопрос
об отзыве Миронова. Наиболее вероятное время, когда он мог бы попробовать
осуществить свою закулисную атаку - конец мая, первая половина июня. Если
это случится, наш прогноз представляется для Миронова осторожно-оптимистичным.
Если он во время оценит серьезность опасности и предпримет своевременные
и точные контрмеры, включая кадровые перестановки внутри аппарата Совета
Федерации, то, возможно, к концу июня сможет ликвидировать опасную для
себя ситуацию и нейтрализовать политических противников. При реализации
этого варианта "плюс" для Миронова видится в том, что он своевременно
избавится от иллюзий, даст своим противникам проявить себя на достаточно
далеких подступах к основному сражению и получит очередную закалку в реально
опасной для себя политической борьбе.
Из информационного бюллетеня №04_02
Мы в этом году уже писали о новом спикере
СФ (ИБ№2-2002), однако, поскольку мы первый раз посвящаем этому политическому
лидеру отдельный раздел, то сначала коротко напомним его биографию. Он
родился 14 февраля 1953 года в г. Пушкине (под Ленинградом), в семье военнослужащего.
В 1980 году он закончил Ленинградский Горный институт. Однако, на этом
не остановился. В 1992 году он получил экономическое образование в Санкт-Петербургском
государственном техническом университете; в 1997 году закончил Российскую
академию госслужбы при президенте РФ; в 1998 году - юридический факультет
Санкт-Петербургского государственного университета. Впечатляющий список!
До 1991 года С.Миронов работал сначала на инженерных должностях в родном
ЛГИ, прошел службу в воздушно-десантных войсках, работал старшим геофизиком
аэропартии в Монголии. В 1991-93гг был исполнительным директором АОЗТ
"Русская торговая палата"; управляющим и директором в ТОО "Гарант-Сервис";
в 1993-94гг - исполнительным директором ОАО "Строительная корпорация
"Возрождение Санкт-Петербурга".
В 1994-2000гг был депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Поддерживал А.А.Собчака. С апреля 1995 года - первый зам. председателя
петербургского ЗС. С 1996 года всегда был в оппозиции избранному тогда
на пост губернатора В.А.Яковлеву. В 1998 году исполнял обязанности председателя.
ЗС. На президентских выборах, зимой-весной 2000 года был заместителем
главы регионального избирательного штаба В.Путина. В июле 2000 года против
С.Миронова было возбуждено уголовное дело за "нецелевое использование
средств", впоследствии дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
В октябре 2000 года возглавил политсовет регионального общественного движения
"Воля Петербурга". В том же 2000 году приказом министра МВД
был награжден именным оружием. 13 июня 2001 года был избран представителем
СПб в Совете Федерации. 5 декабря того же года, после отставки Е.Строева,
был избран председателем Верхней палаты ФС. Женат, имеет сына и дочь.
Хобби - чтение и коллекционирование минералов.
Люди, близко знающие Сергея Михайловича по Санкт-Петербургу, отмечают
в интервью российским СМИ его тонкое политическое чутье, умение выстраивать
многоходовые политические комбинации, отличное знание реалий и правил
политической игры. Поэтому правы те журналисты, которые склонны видеть
в его неожиданных эскападах не выходки питерского бузотера, волею случая
оказавшегося другом В.Путина и вознесенного волей президента на самый
верх политики, а опытного, хорошо образованного и самобытного петербургского
гроссмейстера, не желающего играть по московским правилам ("НГ",
15 марта, З.Виноградов, "Серебро Миронова, оно же золото Путина").
Первоначальный недальновидный смех и ерничанье московских СМИ по поводу
его заявлений сменились теперь более внимательным анализом. Мы добавим,
что не стоит видеть во всех заявлениях Сергея Михайловича только опытную
политическую хитрость, или "разведку боем". На самом деле, как
мы можем предположить исходя из наших методов анализа личности, он постоянно
строит разные "мыслеформы" будущего, обладает оригинальным складом
ума, является "генератором идей" и, скорее всего, предлагает
В.Путину гораздо больше вариантов, чем оказываются в итоге, после совместной
проработки, озвученными. Конечно, В.Путину очень удобен и необходим такой
"оруженосец".
5 декабря 2001 года С.Миронов был избран председателем Совета Федерации.
Из сегодняшних первых лиц в Москве только он в последние годы сделал в
считанные дни поистине головокружительную карьеру, перейдя из спикеров
петербургского ЗАКСа (по московским меркам - "периферия" большой
политики) в третье лицо государства.
Почти сразу после этого последовала его первая "скандальная"
инициатива: продлить срок президентства до семи лет. Это заявление позволило
В.Путину тут же твердо заявить о своей приверженности Коституции, и именно
тогда, когда оппозиция (через ТВ-6) наиболее активно обвиняла президента
в стремлении к тоталитаризму. Не будь "некорректного" заявления
Миронова, Путину пришлось бы "оправдываться" перед ТВ-6, перед
своими открытыми противниками. С помощью спикера СФ президент демонстративно
отстранился от конфликта с ТВ-6.
Следующая инициатива С.Миронова, - "придать Санкт-Петербургу столичный
статус", - вновь вызвало ироническую реакцию в СМИ. Но это позволило
В.Путину вновь заговорить о несправедливости распределения капитала и
финансовых потоков в России. Вероятно, новый "вброс" был хорошо
подготовлен, так как вскоре мэру Москвы Ю.Лужкову пришлось, пожалуй впервые,
сделать весьма странное для него заявление, что он был бы рад, если бы
с Москвы хотя бы частично сняли столичную нагрузку. Помнится, перед этим
лояльные Кремлю СМИ еще начали рассуждать о том, что при такой концентрации
капиталов, сил и средств, как в Москве, и самый бездарный мэр выглядел
бы благодетелем столицы. По московским министерским и чиновным кабинетам
кругами пробежали мурашки…
Третья инициатива спикера касалась самого Совета Федерации: придать СФ
функции подготовки (а не утверждения, как сейчас) законодательных актов.
Эта инициатива, во-первых, "приопустила" Госдуму, которую президентская
вертикаль давно хочет поставить на ранг ниже ее нынешнего места в системе
властей и, во-вторых, приблизило к Совету Федерации местных законодателей,
которые традиционно находятся в оппозиции к исполнительной власти. Теперь,
когда во главе СФ креатура президента, это разворот очень уместен.
О заграничном демарше С.Миронова 11 марта в Израиле против Я.Арафата сказано
уже достаточно много, как в российских СМИ, так и выше в настоящем бюллетене,
так что мы не будем повторяться. Напомним только, что, сославшись на это
решение как свое личное, он оставил место для маневра и В.Путину, и российскому
МИДу. Не удивительно, что против этого разворота и лично против С.Миронова
ополчились и Г.Зюганов, и Е.Примаков. Удивительно, что все еще нашлись
журналисты и политические обозреватели, которые вновь принялись ерничать
над "политическим выскочкой", "нулевым политиком",
и т.д., и т.п. - пора бы уже понять, что Сергей Михайлович просто так
ничего не говорит. Кстати, через несколько дней после отказа нашего спикера
встречаться с Арафатом, точно также отказался встречаться с ним во время
своего пребывания в Израиле вице-президент США Дик Чейни. Вот уж кого
можно назвать теперь "идущим впереди", - это С.М.Миронова!
Если внимательно прочитать данные им в последние месяцы интервью, то становится
ясно, что он очень серьезно, активно и творчески подходит к своей нынешней
работе и Совету Федерации в целом. У него очень интересные стратегические
планы относительно перспектив развития Верхней палаты, а отличное многостороннее
образование и большой опыт законодателя, управленца и политика позволяет
ему практически готовить эти планы и претворять их в жизнь.
Что дальше? Мы полагаем, что он и дальше будет выступать генератором оригинальных
идей и первопроходцем новых тенденций в российской политике, как внутренней,
так и внешней. Мы прогнозируем, что 11-20 апреля спикер СФ выступит с
новыми инициативами. Затем большие неожиданности, связанные с ним, можно
ожидать 18-24 мая. Наш анализ показывает также по крайней мере три новых
крупных направления, в которых С.Миронов развернет свои усилия в перспективе
ближайших двух лет.
Первая серия крупных законодательных инициатив прослеживается в хронологии
сентябрь 2002 года, затем февраль (кульминация) и май 2003 года. Вероятно,
это может быть связано с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга, с передачей
нашему городу части столичных функций. Не исключено, что в орбиту интересов
С.Миронова попадет и высшая исполнительная власть Питера.
Вторая цепочка крупных инициатив придется на март - август (кульминация)
- декабрь 2003 года. Мы предполагаем, что это может быть связано с избирательными
законами и подготовкой к парламентским и президентским выборам. Возможно,
что речь пойдет о коренных изменениях в статусе Совета Федерации и его
сенаторов, об их избрании, а не назначении ("Век", 1-7 марта,
2002г.). Летом и осенью 2003 года спикеру СФ придется довольно тяжело,
у него будет много оппонентов.
Третий очень значимый период для С.Миронова придется на январь-март 2004
года - это как раз кульминация президентской, а возможно и парламентской
выборной гонки. Мы уверены, что С.Миронов будет играть во всем этом очень
важные роли.