В предыдущем номере бюллетеня мы указывали,
что впервой декаде октября ожидается наиболее сильное напряжение
(в период с 1 по 7 октября 2001 года). В это время сложится тенденция
противостояния между различными ведомства ми.
После терактов в США руководство России
активизировало работу по созданию финансовой разведки. В настоящее время
за право формирования этой структуры борются 2 ведомства: ФСНП и Министерство
финансов. Однако кто и как создаст финра зведку, пока не ясно: формирование
нового органа, как пишет газета "Время новостей", вызвало открытое противостояние
руководства Минфина и почти всех силовых структур. Алексей Кудрин проявил
не свойственную ему активность в процессе лоббирования идеи соз дания
новой структуры на базе возглавляемого им министерства. По информации
"Времени новостей", в конце прошлой недели Алексей Кудрин провел закрытое
совещание с участием представителей ряда ведомств и предложил всем в ближайшее
время разработать возможн ость наделения уполномоченного органа функциями
"по выявлению и блокированию каналов финансирования террористов". Собственно,
эти меры А.Кудрин неделю назад обсуждал на встрече с министрами финансов
стран G-7. В МВД сразу отметили, что таким образом Алек сей Леонидович
пытается значительно расширить возможности КФМ (Комитета по финансовому
мониторингу). Основным аргументом "силовиков" является несовместимость
деятельности гражданского ведомства с борьбой против терроризма. По их
мнению, все операции подо бного рода должны проводиться силовыми структурами.
С большой долей вероятности можно прогнозировать, что данная структура
будет создана на базе одной из силовых структур, однако, с привлечением
служащих Минфина в качестве экспертов.
В начале октября произошло резкое падение
цен на нефть. Причиной этого стала договоренность между США и странами
ОПЕК об увеличении объема поставок нефти на международный рынок в обмен
на отказ США от использования аэродромов стран ОПЕ К для ударов по Афганистану.
Падение цены на нефть оказалось столь существенным, что под угрозой оказался
российский бюджет 2002 года. В этой ситуации Минфин, вопреки сделанному
накануне заявлению В.Путина об отказе России от внешних заимствований,
объяв ил о возможности привлечения кредитов на сумму около $2 млрд. Однако
наш анализ показывает, что низкие цены на нефть не продержатся длительное
время. После того как США перешли к наземной части операции, процесс эскалации
напряженности в этом регионе ста л необратимым, что создало условия для
постепенного роста цен на нефть. Мы прогнозируем, что по мере усиления
военного присутствия США в этом регионе цены на нефть будут постепенно
расти. Однако мы также прогнозируем очередную финансовую коррекцию в дека
бре 2001 года, что может послужить причиной временных сбоев в российской
экономике в означенный период. Алексей Кудрин заявил, что в случае формирования
неблагоприятного экономического климата Минфин попробует сделать заимствования
на внешнем рынке, но о чень аккуратно прощупывая почву. При предельном
объеме внешних заимствований, установленном проектом бюджета в размере
1,5-2 млрд долларов, министерство финансов намерено провести оценку рынка
и разместить, в зависимости от его конъюнктуры, еврооблигации на сумму
в промежутке от 500 млн долларов и выше. Кроме того, будет продолжено
сотрудничество с Мировым банком по займам на структурные реформы.
Лично для Алексея Кудрина ноябрь станет
месяцем подготовки к очередному этапу структурной реформы его ведомства.
Особенно напряженной выглядит вторая декада месяца, когда Министру финансов
придется решать проблему поиска возможностей ф инансирования государственных
проектов в условиях нестабильных цен на нефть и сокращения налоговых поступлений.
Из информационного бюллетеня №10
Основные проблемы, которые пришлось решать
Алексею Кудрину в прошлом месяце, были связаны с бюджетом 2002 года. Следует
отметить, что бюджет 2002 года продолжает складывающуюся тра дицию профицитных
бюджетов и его прохождение через Госдуму должно пройти без особых проблем.<
Приведем основные параметры бюджета 2002
года. В соответствии с проектом бюджета, доходы должны составить 1 трлн
998 млрд рублей, расходы - 1 трлн 872 млрд рублей. Таким образом, профицит
должен составить 126 млрд рублей. На государств енное управление и местное
самоуправление планируется выделить 56 млрд, на судебную власть - 18 млрд,
на международную деятельность - 46 млрд, на национальную оборону - 281
млрд рублей. Увеличиваются расходы на оплату коммунальных услуг научных
учреждени й. На 60% по сравнению с прошлым годом увеличиваются расходы
на образование. Более чем в полтора раза возрастают расходы на культуру,
искусство и кинематографию, почти на 40% - на физическую культуру и спорт.
На социальную политику планируется выделить 4 06 млрд рублей, на обслуживание
государственного и муниципального долга - 289 млрд, на финансовую помощь
бюджетам регионов - 245 млрд рублей. На нужды промышленности, энергетики
и строительства намечается направить 53 млрд, на здравоохранение и физическу
ю культуру - 30 млрд, на сельское хозяйство - 22 млрд рублей. Почти 10
млрд рублей предлагается выделить на охрану окружающей среды и природных
ресурсов.
Прогнозы ситуации на мировых рынках показывают,
что сохраняется общая тенденция роста цен на энергоносители, что само
по себе является гарантией не только выполнения основных параметров бюджета,
но и накопления достаточного количества валютных резервов для погашения
внешней задолженности. Так реакция основных рынков на теракты в США показала
тенденцию к быстрому росту цен на энергоносители и падению курса доллара
США. Если рассматривать чисто экономический аспект этого события, то Рос
сии выгодны обе эти тенденции. Поскольку, согласно нашим прогнозам активность
террористов будет возрастать, то в перспективе ситуация на мировых рынках
будет благоприятна для России и бюджет - 2002 будет не только исполнен,
но и сведен с профицитом больш е запланированного.
Личные прогнозы для А.Кудрина на октябрь
В течение всего месяца Алексею Леонидовичу
предстоит активно продвигать свои идеи и доказывать окружающим правоту
своей позиции. Эта деятельность потребует от А.Кудрина мобилизации внутренних
резервов, поскольку такой стиль поведен ия не является типичным для министра
финансов. Обычно он предпочитает реагировать на чужие инициативы, нежели
самому проявлять активность. Такой нетипичный стиль поведения будет обусловлен
необходимостью одновременного согласования бюджета и планирования банковской
реформы. По проблеме банковской реформы ему предстоит проталкивать правительственную
позицию в жесткой конкуренции с главой ЦБ Виктором Геращенко чьи позиции,
несколько укрепились в течение последнего месяца.
В первой декаде октября ожидается
наиболее сильное напряжение в период с 1 по 7 октября 2001 года. В это
время сложится тенденция противостояния между различными ведомствами.
Стремление искать компромиссы будет минимальным. Одна ко в этой борьбе
позиция Алексея Кудрина выглядит весьма устойчиво, поэтому вся эта ситуация
реализуется для него в первую очередь в виде повышенных нагрузок и велика
вероятность расстройств здоровья, особенно в период с 8 по 10 октября
2001 года.