На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

КЛЕБАНОВ Илья Иосифович

Из информационного бюллетеня №02_02

Фактически, утверждение И.Клебанова на должности вице-премьера уже состоялось. Об этом свидетельствует и создание первого холдинга, и первые контракты, заключенные на международном рынке, и бурная деятельность, развитая в Минпромнауки. Отрасли, которые курирует И.Клебанов, вписываются в общую тенденцию структурных изменений в экономике страны (кроме МПС, конечно), поэтому их структура определена уже достаточно четко, если не сказать жестко, и нуждаются не в дальнейшей отработке, а в контроле за процессом.
Скорее всего, во всех этих направлениях И.Клебанов не будет допускать отступлений от заявленного курса, что, в свою очередь, вызовет более серьезное сопротивление, чем могло бы быть, если бы варианты были более гибкими. Несомненно, до создания первого холдинга пройден уже большой путь, и часть сопротивления преодолена. Однако в данном случае И.Клебанов фактически выступает как борец (а не реформатор) с существующим порядком, хотя и официально уполномоченный. Поэтому вполне вероятно, что некоторые элементы его политики будут слишком консервативны (а это значит, недостаточно эффективны). Возможно, что в первое время именно это и требуется, однако впоследствии эти возможные ошибки придется исправлять.
Следующей задачей, опять-таки в полном согласии с общей стратегической линией экономического развития России, стал процесс поиска приоритетов для отдельно взятых отраслей и критериев эффективности для отдельно взятых структур, входящих в отрасль. Конкретные шаги в различных отраслях, по всей вероятности, будут обсуждаться еще довольно долго, и критерии для них будут разными.
В настоящее время этот процесс начался в Минпромнауки. На совместном совещании руководителей Минпромнауки и РАН, состоявшемся 8-10 января, был сделан вывод о необходимости развивать 8-10 "критических технологий", наиболее перспективных, способных оказать значительное влияние на развитие науки и техники в ХХI веке, для возможности полноценной конкуренции с другими странами. По плану инновационная система для их развития должна быть создана уже в 2002 году (по нашему прогнозу, в июне-июле).
Кроме того, в Минпромнауки почти полностью заменен кадровый состав заместителей министра (что также в русле общей тенденции), и одной из основных задач заявлено объединение научных разработок с правительственной деятельностью. Напомним, что представители Минпромнауки принимали весной прошлого года участие в разработке программы реструктуризации РАО ЕЭС, хотя в результате их голоса не были решающими. По всей вероятности, И.Клебанов стремится изменить такое положение дел, поставив в план работы правительства на первый квартал 11 докладов представителей Минпромнауки в качестве основных по обсуждаемым вопросам. Таким образом, начат процесс разработки концепции развития российской науки и определения, в соответствии с этим, приоритетных направлений, что напрямую связано с государственным финансированием и кадровым вопросом, в частности, подготовкой специалистов высшей школой.
В том, что касается собственно ВПК, планируется формирование нескольких десятков крупных концернов для создания новой современной продукции и прибыльности военных заказов. Предполагается, что в течение 6-8 лет оснащаться современной техникой будут только предприятия, работающие над техникой нового поколения, на перспективу. Остальные будут ремонтировать и модернизировать старую.
Пока же Россия пытается продавать создаваемое вооружение на традиционных для нее рынках, стараясь в то же время продвинуться на новые. Так, отмена США санкций против ряда стран, в частности Индии, вызвала опасения, что Россия может лишиться этого рынка, однако, по данным экспертов, в ближайшие пять лет проблем не предвидится, так как сотрудничество с этой страной носит слишком долговременный характер. Из новых перспективным считается бразильский рынок, на который предполагаются поставлять истребители для бразильских ВВС. В начале января "Рособоронэкспорт" заключил крупный контракт на поставку военной техники (двух эсминцев) в Китай. Поскольку предыдущий заказ был передан в декабре 1999 и ноябре 2000 годов, повторный заказ расценивается как крупный успех. Однако уже после заключения контракта (на который был объявлен тендер) разразился скандал, который пока еще не получил завершения. Тендер выиграл Балтийский завод, в то время как предыдущий заказ выполняла "Северная верфь", и, соответственно, готовилась к выполнению нынешнего. Отмечают, что такого рода внутренние проблемы могут вообще заставить заказчика забрать свою заявку.
Деятельность И.Клебанова захватывает и интеграционные процессы, начатые в странах СНГ. В конце декабря поступило сообщение о соглашении, по которому акции четырех предприятий Армении передаются России в счет погашения государственного долга, составляющего на данный момент около 100 миллионов долларов. Российская сторона получит акции завода электроники "Марс", Института математических машин имени Мергеляна, Института материаловедения и Разданской ГРЭС. Комментируя подписание документов, И.Клебанов заявил, что "с реализацией этих договоренностей началась истинная интеграция российской промышленности в экономику Армении".
Нельзя не отметить деятельность И.Клебанова в качестве председателя Комиссии правительства РФ по структурной реформе железнодорожного транспорта, а также тот факт, что после декабрьского заседания Комиссии, в начале января, было принято решение об отставке главы МПС Н.Аксененко. Разногласия относились к самым важным вопросам реформирования железнодорожной отрасли: инвестиционной программы отрасли и имущества МПС. Так, 10 января, уже в отсутствие Н.Аксененко, было принято решение о том, что МПС будет дорабатывать до конца только те проекты, в которые уже были вложены большие средства. Ряд проектов заморожен, что позволило сократить объем инвестиционной программы со 160 до 93 млрд рублей.
В настоящее время в процесс создания ОАО "РЖД" вмешалось ФСБ, заявившее, что инфраструктура железнодорожного транспорта не должна вноситься в уставный капитал, а это означает, что 90% всего имущества МПС останется бюджетными. Правительственная линия предполагает включение всего хозяйственного комплекса железнодорожного транспорта в акционерное общество, а в перспективе предполагается, что останется только сама инфраструктура, то есть естественно-монопольный сектор. Предполагается, что создание законодательной базы реформ завершится к весне 2002 года, с тем чтобы внести его на весеннюю сессию Госдумы. По нашим прогнозам, принятие законодательного пакета состоится в мае, и в вопросе реформировании МПС позиция И.Клебанова будет определяющей.
Нужно отметить, что становятся заметны тенденции, свидетельствующие о повороте к элементам экономической политики, свойственной в прошлом СССР. Таким, как попытка поднять конкурентоспособность отечественной промышленности с помощью ограничения импорта. В данном случае это относится к возможному ограничению на ввоз иномарок старше 7 лет, с тем чтобы стимулировать отечественного производителя. Ссылки на другие страны Евросоюза, которые уже ввели такой запрет, возможно, и корректны, но не меняют сути дела.
17 января кабинетом министров был одобрен объем государственного оборонного заказа на текущий год, по сравнению с предыдущим годом он увеличен на 40 процентов и, по словам И.Клебанова, полностью соответствует программе модернизации вооружений.
Таким образом, одной из основных задач И.Клебанова остается контроль за структурными преобразованиями в курируемых им отраслях. Что касается поиска приоритетов и критериев эффективности, в этом вопросе определяющее слово принадлежит, скорее, специалистам в соответствующих областях, нежели самому И.Клебанову. В сложившейся ситуации можно прогнозировать смещение акцента в деятельности И.Клебанова со структурных преобразований на инвестиционные проекты, интеграционные процессы в экономике, завоевание новых международных рынков.
Практически с самого начала февраля и до середины месяца мы прогнозируем чрезвычайно сложную для И.Клебанова ситуацию, которая характеризуется большим напряжением сил, необходимостью постоянно контролировать обстоятельства и принимать неотложные меры. Вопросы разных областей будут проявляться практически одновременно и требовать решения. В течение всего месяца сохраняется угроза личной безопасности. Возможны попытки давления представителей различных кругов с целью изменения тактики ведения дел. Однако в том, что касается общественного мнения, деятельность И.Клебанова будет соответствовать "социальным ожиданиям". В феврале И.Клебанову придется заниматься и политическими вопросами.
Это месяц, когда препятствий будет больше, чем когда-либо. Вероятно нарушение планов и отсутствие достаточной гибкости для того, чтобы воспользоваться всеми предоставляемыми шансами для продвижения вперед. В то же время наиболее перспективной представляется линия работы с законодательством, разработка и утверждение организационных программ.
В течение всего февраля успешны исследовательские изыскания, работа по повышению авторитета Минпромнауки.
В течение первой декады февраля вероятны задержки с реализацией проектов, споры и длительные согласования при принятии окончательных решений. Существует вероятность подмены понятий, трудности в согласовании мнений различных групп, нечеткость в постановке задач. В то же время успешны неофициальные договоренности, стратегическое планирование. Подготовка секретных проектов, пока не представленных к реализации, будет проходить в плановом режиме и при активной поддержке заинтересованных лиц.
Период 5-15 февраля не слишком хорош для заключения договоров, а также реализации имеющихся. Можно ожидать изменений условий по инициативе партнеров, неверных поступков самого И.Клебанова, в результате приводящих к потерям.
Во второй декаде месяца вероятно изменение в системе связей, возможно, это имеет отношение к преобразованиям, проходящим в отношениях между федеральным центром и регионами, а также к дальнейшим кадровым перестановкам. В конце декады успешно заключение договоров, принятие законодательных актов, вероятны дальнейшие успехи на международной арене.
В третьей декаде акцент смещается на решение конкретных вопросов. Вероятны разрывы связей, продолжение структурных изменений в ВПК. Возрастет публичность деятельности И.Клебанова.

Из информационного бюллетеня №01_02

С момента назначения И.Клебанова вице-премьером более четко обозначилась тенденция к пересмотру результатов приватизации "мягким путем". Так, основным принципом предстоящей реформы ВПК станет формирование отраслевых холдингов на основе существующих военно-промышленных предприятий, а создание новых структур (по словам самого И.Клебанова) всегда ущемляет чьи-то определенные интересы. И хотя программа рассчитана на длительный срок, в настоящий момент, помимо уже созданной авиакорпорации "Сухой", в стадии завершения находятся еще несколько проектов. Поскольку, как отмечает И.Клебанов, все армии мира делают упор на ВВС, приоритетной является область авиации, для которой в настоящий момент обсуждаются несколько крупных контрактов. Так, 14 декабря был издан указ о создании концерна противовоздушной обороны. Уже идет тендер на разработку истребителя пятого поколения. Средства от продаж истребителя за рубежом должны пойти на модификации самолетов. Планируется также, что Россия выйдет со своим вооружением на латиноамериканский и африканский рынок, правда, реальных достижений в этом отношении пока что нет.
В области науки и технологий также наметились серьезные перемены. Минкомимуществом подготовлен проект правительственного постановления "Порядок инвентаризации объектов интеллектуальной собственности", о котором И.Клебанов говорил еще в августе. Проект отправлен на согласование в аппарат правительства. Идея заключается в национализации собственности, созданной на бюджетные деньги в советский период. Проект разрабатывался в первую очередь для предприятий ВПК, в которых советские разработки - основной источник доходов. Однако никаких отраслевых границ для ревизии интеллектуальной собственности проект не устанавливает, что уже вызывает беспокойство у представителей нефтяных компаний, которые используют 60-70% технологий и технической документации, разработанной в советский период. Даже в только что созданном холдинге "Сухой" выражают беспокойство по поводу возможного нежелания потенциальных инвесторов участвовать в производстве, где право на производство основной продукции в любой момент могут отобрать. Кроме того, пока непонятно, по каким именно принципам будет происходить оценка. После ревизии и национализации интеллектуальной собственности, государство предполагает заключать с компаниями договоры о пользовании государственными изобретениями, в результате государство может получить реальный контроль за отраслью, в том числе той частью, которая принадлежит частному капиталу.
По проекту инвентаризация интеллектуальной собственности обязательна в случае реорганизации или ликвидации государственных предприятий, при заключении экспортных контрактов на поставку наукоемкой продукции, при реализации совместных проектов с иностранными компаниями.
Не менее важным представляется и состоявшаяся 3 декабря встреча В.Путина с руководством РАН, в которой приняли участие И.Клебанов и А.Волошин. На ней обсуждались перспективы развития российской фундаментальной и прикладной науки в условиях рыночной экономики и возможности более активного участия Академии наук в сфере образования страны. От общественных наук, отметил Президент, требуется осуществление экспертной оценки государственных решений, "осмысление контуров новой политической системы России".
Таким образом, налицо системный подход, охватывающий практически все отрасли промышленности, политическую систему и идеологию. И И.Клебанов оказался включен во все эти направления. Учитывая, что последнее заседание по реформе МПС проходило под председательством И.Клебанова, сфера его деятельности еще более расширяется и захватывает также естественные монополии. Несмотря на серьезные проблемы, которые ожидают И.Клебанова, недовольство значительной части промышленников и политиков, мы прогнозируем рост его влияния в 2002 году. Первые крупные успехи и более полная концентрация в его руках реальной власти, а также большее влияние на финансовые потоки прогнозируются на июнь-июль 2002 года.
В январе основным для И.Клебанова станет перспективное планирование в промышленности и участие в разработке конкретных проектов в этой области, причем усиления его активности следует ожидать с самых первых чисел января. В течение первой половины января продолжатся организационные проблемы, связанные с вхождением в должность и действиями оппонентов. По всей вероятности, серьезные перемены в отрасли будут инициированы в третьей декаде января, что повлечет за собой ряд угроз лично для И.Клебанова, в том числе угрозу физического уничтожения. В то же время именно этот период является наиболее продуктивным и дает старт нескольким ранее запланированным программам. Предположительно, в это время начнется доводка деталей, согласование проектов и конкретное распределение финансовых средств. (Реализация самих проектов начнется, скорее всего, во второй половине февраля.) Тогда же, со второй половины февраля и до конца марта, наступит период более активного участия И.Клебанова в политической жизни и усиления его влияния, в том числе и на принятие кадровых решений.

Назад