Как и прогнозировалось нами в предыдущем
выпуске, наиболее событийным для С.Кириенко стал период 14-24 октября,
в это время прошли важные региональные акции и состоялся съезд “Деловой
России”, в котором С.Кириенко принял деятельное участие.
Так, 16 октября в Нижнем Новгороде прошла
международная конференция “Распределение полномочий и финансовых ресурсов
между субъектами федерации и органами местного самоуправления”, проводившаяся
аппаратом полпреда в ПФО совместно с Конг рессом муниципальных образований.
17 октября в Нижнем Новгороде открылось приволжское отделение Японского
центра содействие реформам в России. Напомним, что соглашение было заключено
С.Кириенко во время сентябрьского визита в Японию в качестве главы росс
ийской комиссии по химическому разоружению. 18 октября при поддержке С.Кириенко
в Самаре состоялся Приволжский форум “Стратегии регионального развития”,
в котором приняли участие руководители федеральных министерств и ведомств,
руководители ПФО, междунар одные финансовые организации, агентство США
по международному развитию, представители науки и некоммерческого сектора.
Нелишним будет упомянуть предстоящий открытый
аукцион по продаже госпакета акций нефтяной компании “Норси-Ойл”, сообщения
о котором появились в прессе также в середине октября. С.Кириенко считает,
что цена госпакета превысит 100 млн до лларов, поскольку в нем заинтересованы
многие российские олигархи. По словам С.Кириенко, “в результате государство
получит доход, а завод приобретет хорошего хозяина и инвестора”.
17 октября в Москве С.Кириенко принял
участие в открытии учредительного съезда организации “Деловая Россия”
в качестве почетного гостя и выступил перед делегатами из 53 регионов
страны.
Напомним, что межфракционное объединение
“Деловая Россия” было создано в июле 2001 года в Госдуме. Возглавил структуру
вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, депутат
Госдумы И.Лисиненко. На съезде основной задачей организации И.Лисиненко
назвал создание благоприятного делового климата в стране, формирование
среднего класса в России, дебюрократизацию экономики, ускорение темпов
промышленного развития России.
С.Кириенко, говоря о целях создания организации,
определил три задачи:
Сравняться с олигархами в плане организованного отстаивания
своих взглядов перед властями по вопросам законодательства и экономического
развития государства.
Подготовить кадры для государства.
Изменить отношение общества к среднему бизнесу.
Оба выступления прозвучали вполне в русле
беседы оргкомитета с Президентом РФ, состоявшейся накануне съезда “Деловой
России”. Так, В.Путин считает, что результаты работы съезда могут найти
отражение в деятельности правительства, т.к. в настоящее время кабинет
министров работает над пакетом документов по урегулированию в сфере малого
бизнеса. В.Путин призвал также обратить внимание на международное сотрудничество
малых и средних предприятий, и проблемы, связанные с вступлением России
в ВТО, а также на решение кадровых вопросов, с тем чтобы рынок труда и
подготовка профессиональных кадров были соотнесены друг с другом. Президент
РФ призвал оргкомитет к кооперации своих усилий с государством.
Ранее аналитиками высказывалось предположение,
что ДР может быть преобразована в политическую партию и станет конкурентом
СПС. И.Лисиненко высказал четкую позицию оргкомитета об удовлетворенности
ДР статусом общероссийской общественной организации, нежелании преобразовываться
в партию и готовности сотрудничать со всеми политическими партиями, кроме,
возможно, КПРФ. По его заявлению, организация представляет средний бизнес
и также не намерена конкурировать с РСПП, т.к. последний предст авляет
интересы крупнейших российских предпринимателей и ориентирован на экспорт
сырья, в то время как средний - на производство потребительских товаров
для внутреннего рынка.
Сейчас аналитики приходят к выводу, что
в качестве конкурента ДР избрало правительство РФ, поскольку одним из
результатов работы съезда явилось решение о создании ДР своего Центра
экономических разработок, что может ставить перед собой цель пополнения
кадрового резерва власти. Есть мнение, что ДР претендует на роль политэкономического
консультанта, который представляет власти альтернативные варианты законопроектов,
в более глобальном варианте может предлагать новые принципы экономичес
кой политики. Версия находит подтверждение в том, что уже сейчас представители
ДР критикуют программу Г.Грефа и правительство РФ, а И.Лисиненко обещает
Президенту РФ значительно более высокие темпы экономического роста, чем
Г.Греф и М.Касьянов. Считается , что представители ДР могут претендовать
на места в правительстве, если их экономические разработки будут качественными
и обновление правительства РФ состоится. Очевидно, что в этом случае тесные
связи с ДР могут стать для С.Кириенко мощным рычагом влия ния.
Тем временем в Приволжском федеральном
округе создается региональное отделение “Деловой России”. Так, 11 октября
состоялась конференция, посвященная этому вопросу, на которой присутствовал
заместитель полпреда в ПФО С.Обозов. Отмечаетс я, что новая система отношений
между властью и обществом может быть построена только при выборе правильных
партнеров, и элементом базовой структуры будущей организации должен стать
бизнес.
С.Кириенко сохраняет тенденцию инициировать
реформы в своем округе раньше, чем они начаты правительством РФ. В Нижнем
Новгороде проводится эксперимент по прохождению альтернативной воинской
службы, что предусмотрено статьей Конституции РФ. И уже 16 октября (за
день до объявления В.Путиным военной реформы) призывная комиссия города
рассмотрела 14 из 32 заявлений призывников с просьбой о прохождении альтернативной
гражданской службы (АГС) и приняла положительное решение по восьми заявле
ниям. Такие призывники будут направляться к месту несения службы в Первую
Градскую больницу Нижнего Новгорода, где из них будет сформирован отряд
санитаров. Главной целью эксперимента является решение проблемы уклонистов.
По словам мэра города Ю.Лебедева , из-за отсутствия федерального закона
об альтернативной гражданской службе по итогам осеннего призыва 2000 года
от службы в рядах ВС уклонилось 1990 человек, весной 2001 года - 1335
человек. Призывники будут служить три года. Однако после принятия Федер
ального закона "Об альтернативной гражданской службе", который рассматривается
в Государственной думе РФ, срок службы может быть увеличен до четырех
лет. Кроме того, в Нижнем Новгороде будет создан муниципальный отряд,
который начнет осуществлять контрол ь над работой призывников. В случае
уклонения от своих обязанностей они будут сниматься с альтернативной службы
и направляться в Вооруженные Силы. Не исключается и уголовное наказание.
Отмечается, однако, что проблемы армии может решить только военная ре
форма.
Напомним, что СПС и С.Кириенко считают
одной из важнейших задач проведение избирательных кампаний в регионах.
В рамках выборов мэра Ижевска 15 октября главный федеральный инспектор
по Удмуртии С.Чикуров заявил о снятии своей кандидатур ы с выборов, что
сделал, по его словам, по рекомендации полпреда Президента в ПФО С.Кириенко.
За неделю до этого С.Кириенко приезжал в Удмуртию для того, чтобы разобраться
со скандалом в ГТРК, которое не допустило на рабочее место вновь назначенного
офиц иальными лицами руководителя и прервало вещание своей программы на
РТР. По мнению всех официальных лиц, включая С.Кириенко, скандал имеет
прямую связь с избирательной кампанией и дает повод взять избирательную
кампанию под жесткий контроль. Напомним, что в предыдущем выпуске на период
14-22 сентября мы прогнозировали участие С.Кириенко в решении кадровых
вопросов и высказывали предположение, что они будут иметь отношение к
данной избирательной кампании. Правда, мы говорили о повышенной вероятности
ошибо к при принятии решения, но это покажет только время.
Продолжается работа по приведению регионального
законодательства в соответствие с федеральным. Так, 16 октября в СФ состоялись
слушания “О проекте концепции правового обеспечения развития федеративных
отношений в Российской Федерации”, на которых Д.Козак как глава президентской
комиссии о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами
выступил с докладом.
По мнению Д.Козака, нужно централизовать
те полномочия, которые определяют единство государства и целостность его
территории, в отношении остальных нужно четко определить права и обязанности
каждого уровня власти, материальные и органи зационные ресурсы, а также
создать механизмы согласования решений. Что касается договоров между федеральными
и региональными органами власти, их нужно не упразднить, а исправить в
соответствии с Конституцией. Напомним, что вся работа должна быть завершен
а до 28 июля 2002 года. Однако, как показали слушания, практически у всех
специалистов есть свое мнение, и согласовать их будет чрезвычайно трудно.
В связи с распространением сибирской язвы
возникли опасения, что чеченские боевики тоже могут начать биологический
и химический террор по отношению к российским городам. С.Кириенко как
председатель Госкомиссии по химическому разоружени ю, считает, что возможность
проникновения чеченцев на склады с химическим оружием “исчезающе мала”,
т.к. в последние время охрана этих объектов существенно улучшилась. Доказательством
этому служит недавнее задержание спецслужбами нескольких человек, наме
ревавшихся проникнуть на склады.
И, наконец, стоит упомянуть интервью Б.Березовского,
вспомнившего о С.Кириенко в связи с недальновидностью возглавляемого им
правительства в 1998 году, действия которого привели к экономическому
кризису и предсказавшего очередной финан совый кризис “вслед за серьезным
падением цен на энергоносители, которые в свою очередь находятся в прямой
зависимости от развития ситуации на Ближнем Востоке”. В частности, Б.Березовский
сказал: “Расхлебывать будет, как это обычно бывает в России, не т от,
кто виноват. Например, в прошлый раз расхлебывали не Кириенко и Чубайс”.
В первую декаду ноября прогнозируется
плодотворное взаимодействие С.Кириенко с властями и усиление собственного
влияния в регионе. При этом в период 1-5 ноября для С.Кириенко вероятны
многочисленные деловые поездки, в том числе междуна родные, успешно заключение
соглашений и организаторская деятельность. В период 5-10 ноября вероятно
дальнейшее развитие деятельности в качестве главы комиссии по химическому
разоружению, однако, могут возникнуть непредвиденные сложности, в том
числе необ ходимость временно приостановить некоторые проекты. В этот
же период возможно усиление разногласий с Госдумой и участие во внутрипартийных
конфликтах СПС.
Вторая декада ноября в целом выглядит
благоприятной, особенно для заключения соглашений, принятия и реализации
законодательных актов, участия в государственных проектах. Вероятна дальнейшая
успешная организационная деятельность, в том числе связанная с бюрократическим
аппаратом в регионе. Однако общественные мероприятия, семинары и конференции,
которые будут проходить в период с 10 по 15 ноября, грозят серьезными
осложнениями, конфликтами, обострением конкуренции, и предрасполагают
к принятию неверных решений и необоснованным действиям.
Наиболее сложной прогнозируется третья
декада ноября (особенно 25-30), когда некоторые проекты, заявленные С.Кириенко,
могут вступить в противоречие со стратегической государственной линией.
В это же время не исключены ошибки планирова ния, выявление таких ошибок
в ходе реализации уже начатых проектов и недостаточность финансовых средств
на их проведение. Вероятно появление негативных отзывов о деятельности
С.Кириенко в Госдуме и прессе. В то же время участие в общественных объединения
х будет успешным.
Из информационного бюллетеня №10
Для С.Кириенко сентябрь - очень насыщенный
месяц, и в первую очередь следует упомянуть о крупном международном проекте,
в котором он принимает участие. В течение месяца в качестве председателя
Государственной комиссии по химическому разоружению он должен посетить
столицы стран “большой семерки”, а также Гаагу. В качестве целей поездки
декларируются следующие пункты:
пропаганда среди зарубежных партнеров новой Программы
химического разоружения, одобренной правительством РФ;
подготовка почвы для внесения в Организацию по запрещению
химического оружия (ОЗХО) просьбы о продлении срока уничтожения запасов
химического оружия в России (до 2012 года);
выяснение перспектив и проработка возможности расширения
международного содействия России в процессе химического разоружения.
По плану российская делегация должна посетить
Токио (3-4.09), Вашингтон (10-11.09), Лондон (13-14.09), Рим (17.09),
Париж (18-19.09), Берлин (20-21.09), а также Гаагу, где 25 сентября откроется
очередная сессия исполсовета Организации по запрещению химического оружия
(ОЗХО), на которой Сергей Кириенко и представит новую редакцию программы
“Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”.
С.Кириенко полагает, что новая Программа
химразоружения должна доказать мировому сообществу, что в этот раз “все
просчитано точно” и будет выполняться “в строгом соответствии с требованиями
безопасности и экологии”.
Итоги японского визита прокомментированы
как в целом положительные. С.Кириенко отметил, что ряд российских технологий
будет применяться и в Японии, т.к. они признаны международным сообществом
передовыми с точки зрения обеспечения б езопасности и требуют меньших
капиталовложений, чем американские. Кроме программы химразоружения в Японии,
обсуждались также вопросы туризма в “российскую глубинку” и возможности
инвестирования средств в развитие нефтехимии и транспортных коридоров,
кото рые являются приоритетными отраслями промышленности Приморского федерального
округа (ПФО).
График визитов, несмотря на трагедию в
США, также должен сохранится, так, английская сторона обратилась к российской
с просьбой не отменять поездку. При этом в Лондоне будет идти речь о проблемах
уничтожения не только химического, но и биологического оружия. С.Кириенко
высказался в том плане, что угроза нового времени (по мнению экспертов)
не противостояние систем, а угроза терроризма, и “трагедия в США стала
сигналом к ускорению процесса уничтожения оружия массового поражения”.
По нашим прогнозам именно во время лондонского
визита могут быть приняты наиболее важные решения, которые найдут отражение
в деятельности С.Кириенко, в частности, в период 18-29 октября (включая
и международные визиты).
В самом ПФ округе в начале сентября С.Кириенко
принял участие в нескольких масштабных культурных мероприятиях: 5 - в
открытии в Нижнем Новгороде VI Всероссийского научно-промышленного форума
“Россия Единая”, 7 - в Ульяновске в открытии фестиваля “Культурная столица
Приволжья”. Оба этих мероприятия уже вышли на общероссийский и международный
уровень. Так, нижегородский форум собрал практически все регионы страны
(С.Кириенко считает, что неплохо было бы переименовать форум в “Россию
Мог ущественную”), а одним из организаторов фестиваля в Ульяновске выступил
фонд Сороса. В обоих случаях речь также идет о привлечении инвестиций
в регион.
В управлении делами округа С.Кириенко
последователен и сохраняет передовые позиции: - реформы, еще не начатые
на большей части территории России, получают здесь свой первоначальный
импульс. Так, 3 сентября премьер-министр РФ М.Касьянов утвердил федеральную
целевую программу “Развитие единой образовательной информационной среды”
на 2001-2005 годы. А уже 6 сентября поступило сообщение о создании в Самарской
области трех образовательных округов в рамках государственной реформы
образовани я. Уже утверждены их структура и штат. В Юго-Западный, Юго-Восточный
и Кинельский образовательные округа входят восемь сельских районов и два
крупных города. Всего таких округов в области будет десять. Предполагается,
что при этом будут более рационально использоваться государственные средства,
пополняться преподавательские кадры. Например, в Юго-Западном округе вместо
шести управленческих структур системы образования теперь действует одна
со штатом пять человек. Общая численность чиновников в образоват ельном
округе сократилась на 31 человека.
В одном из интервью, данных полпредом
в начале сентября, С.Кириенко еще раз четко обозначил свои основные задачи
при работе в ФО: приведение законодательства субъекта РФ в соответствие
с федеральным и построение федеральной вертикали в ласти с четким разграничением
полномочий. По словам С.Кириенко, сейчас на региональном уровне иногда
не хватает полномочий для антикризисной деятельности, в результате чего
в ПФО был создан антикризисный центр, который следит за возникновением
кризисных ситуаций и способствует их разрешению. В качестве кризисных
рассматриваются ситуации техногенных катастроф, национальных отношений,
проблемы с теплом и электроснабжением и т.п. В экономическом плане С.Кириенко
одну из основных своих задач видит в развити и малого и среднего бизнеса,
как обеспечении политической стабильности и предсказуемости в стране.
Как мы прогнозировали в предыдущем выпуске,
в сентябре произошли очередные подвижки в построении управленческой вертикали
в регионе. Пока международная миссия для С.Кириенко также вполне успешна.
Первая декада октября будет для С.Кириенко
достаточно сложной. Во-первых, велика вероятность конфликтов в политической
среде (возможно участие во внутрипартийных конфликтах СПС), во-вторых,
вероятны нарушения планов, сбои в графике зап ланированных мероприятий,
в-третьих, практически с начала месяца многие дела затормозятся и будут
подлежать дальнейшему обсуждению. Тем не менее, в том, что относится к
управленческой деятельности, его усилия будут успешны, в том числе возможно
заключени е приватных договоренностей.
Наиболее интересным прогнозируется период
14-24 октября, когда высока вероятность неожиданных, незапланированных
событий, которые в равной степени благоприятны для С.Кириенко и чреваты
разного рода осложнениями и опасностями. В это вре мя можно многое выиграть
и многое потерять. Вероятны просчеты, сделанные при решении кадровых вопросов
(напомним, что примерно в это время должны состояться выборы в Ижевске,
для которых СПС готовится поддержать кандидатуру одного из наиболее вероятных
п обедителей). В то же время возрастает роль неофициальных договоренностей
и велика вероятность повышения влияния С.Кириенко на участие в делах СПС.
Не исключена угроза физической безопасности, в том числе повышена вероятность
дорожно-транспортных происшес твий.
Вторая половина октября успешна для реализации
государственных проектов, а также утверждения их финансового обеспечения.
Возможно, что в это время С.Кириенко приобретет дополнительные полномочия
и еще больше укрепит свое влияние на пол итику России при поддержке Президента
РФ.