В полном соответствии с нашими предыдущими
прогнозами (ИБ№№1,2-2002), несмотря на весьма сомнительные для российской
экономики итоги января и февраля (высокая инфляция, как мы и предсказывали
еще в декабре), положение самого Председателя правительства РФ заметно
усилилось. Его участие в "Давосском" форуме (ВЭФ) в Нью-Йорке
в начале февраля широко и позитивно освещалось российскими СМИ. Твердые
обещания американской администрации отменить к маю поправку Джексона-Веника,
признать России страной с рыночной экономикой, затем (уже на встрече в
Оттаве) обещание министров финансов "Большой семерки" принять
Россию в ВТО - все это безусловно успехи правительства и лично М.Касьянова
в феврале. Сам премьер определил главной темой для России на этом форуме
нефть, точнее, предстоящие перераспределения нефтяных потоков. Заметим,
что мы в своих прогнозах еще с 2000 года отмечали, что судьба правительства
М.Касьянова в конечном счете определится мировыми ценами на нефть.
В марте в Москве правительством будет рассматриваться российская энергетическая
стратегия. Как видится она сейчас, после "Давосского" форума
в Нью-Йорке? США подтвердили на этом форуме, что половина их потребностей
в энергоресурсах будет удовлетворяться за счет импорта, причем они, конечно,
заинтересованы в снижении мировых цен на нефть. Впрочем, если спад в американской
экономике прекратится и начнется ее заметный рост, то это само по себе
подтолкнет рост мировых цен на нефть. Правда, относительно возможности
поставок российской нефти на американский рынок премьер выразился осторожно,
но заявил, что "наращивание российского экспорта нефти в долгосрочной
перспективе может сыграть важную роль в обеспечении стратегической стабильности
и энергетической безопасности всего мира".
Как видит перспективы нефтяного рынка ОПЕК? В конце января было опубликованы
долгосрочные прогнозы этой организации, согласно которым к 2020 году ее
доля на мировом рынке топлива должна составить 50.5%. Напомним, что по
итогам 2000 года она составляла 39.5%, а на конец января с.г. - всего
32.4% ("НГ", 2 февраля). В ближайшие месяцы ОПЕК не собирается
больше сокращать добычу и экспорт, однако, более подробно планы не раскрываются.
Вообще говоря, для захвата дополнительной части мирового рынка у картеля
есть все возможности. Так как себестоимость арабской нефти в два-три раза
ниже, чем российской (или норвежской), то резкое увеличение поставок ОПЕК
просто обвалит весь рынок и заставит подвинуться часть конкурентов с дорогостоящим
сырьем.
В России, однако, есть влиятельные сторонники рискованной игры на понижение
цен на нефть. Так, главный советник президента РФ по экономике А.Илларионов
считает, что низкие цены на нефть (до 12 долларов за баррель) стратегически
выгодны российской экономике, так как наша экономика весьма энергоемка,
и снижение цен на топливо снизит издержки российских производителей и
сделает российскую продукцию более конкурентоспособной на мировых рынках.
Глава ЮКОСа М.Ходорковский также считает, что ценовой войны с ОПЕК бояться
не надо, так как зависимость экономики и бюджета России от нефти существенно
ниже, чем в Саудовской Аравии и других стран, входящих в ОПЕК. США и транснациональные
корпорации безусловно заинтересованы в увеличении экспорта нефти и снижении
ее цены, так что США, можно прогнозировать, будут всячески поддерживать
конфронтацию России с ОПЕК и могут пойти на перераспределение своего нефтяного
импорта в пользу России.
На встрече М.Касьянова с руководством американской корпорации "Роял
Датч Шелл" было подтверждено намерение инвестировать в ближайшее
время $10 млрд в проект "Сахалин- 2", а в перспективе (при удачном
опыте) американская компания "Эксон мобил" намерена вложить
порядка $30 млрд в течение десяти лет в проект "Сахалин-1".
Если эти проекты начнут успешно развиваться в этом году, то Россия не
только сможет экспортировать дальневосточную нефть в США, но и обеспечит
себе новые потоки инвестиций, уже не только в нефтяную отрасль. Это явные
видимые в перспективе плюсы сотрудничества США и России в нефтяном бизнесе,
в противовес ОПЕК.
Однако, неизбежное при раскрутке конкуренции с ОПЕК падение цен на нефть
может оказаться благотворным для нашей экономики только в перспективе
ближайших двух-трех лет. А вот в более близкой перспективе при падении
цен на нефть неизбежно временное ухудшение доходов и уровня жизни россиян.
Высокая инфляция уже снижает уровень жизни, в феврале-марте повышаются
тарифы на электроэнергию и грузоперевозки, а если к этому добавится ускоренная
снижением цен на нефть девальвация рубля, то кризис в правительстве к
маю станет неизбежен. ПРОГНОЗЫ. В связи с вышеприведенным анализом мы подтверждаем и
уточняем наши прежние прогнозы. Напомним, что слухи о якобы предстоящей
"вот - вот" отставке М.Касьянова возникали с самого начала его
утверждения премьер-министром с периодичностью примерно раз в квартал,
однако, до последнего времени мы каждый раз уверенно опровергали эти слухи
и писали о том, что именно цены на нефть в конечном счете решают судьбу
правительства и его лично (ИБN1-2001).
В феврале в Госдуме была поднята новая тема, которая может стать критической
для министра обороны и лично для М.Касьянова в ближайшие два-три месяца.
Мы имеем в виду скандал, который разразился в Госдуме 15 февраля в связи
с заявлением вице-спикера Г.Бооса о крупном недофинансировании оборонного
заказа в 2001 году. По его словам, оборонный заказ был профинансирован
всего на 67%, - и это при профицитном бюджете! Г.Боос привел еще более
скандальные факты: финансирование ракетных программ (ОКР) было выполнено
всего на 2%, а серийные поставки для производства приоритетных для МО
ракет "Тополь-М" профинансированы всего на 18%. Кроме того,
задержки заработной платы на оборонных предприятиях составляют от двух
месяцев до полугода. В результате Госдума поручила Счетной палате проверить
все эти данные.
Если ведомство С.Степашина подтвердит эти данные, то, учитывая уже высказанные
(также в середине февраля) претензии В.Путина к МО, Минфину и лично к
М.Касьянову по скандалу с невыплатами РАО ЕЭС, а также общую экономическую
ситуацию (очень высокую инфляцию), можно прогнозировать, что недовольство
В.Путина правительством в марте-апреле достигнет "критической массы".
На середину марта мы прогнозируем еще и всплески крупной нестабильности
мировых цена нефть. Вероятно, это будет связано с целым рядом факторов
усиления мировой нестабильности, и с решением правительства РФ об увеличении
добычи и экспорта нефти. Этот намеченный на середину марта выход российских
производителей из соглашения с ОПЕК может вызвать резкие действия ОПЕК,
обрушение рынка.
В декабре прошлого года мы определили как критический лично для М.Касьянова
в 2002 году май (ИБ№1-2002). Напомним приведенную в прошлом выпуске бюллетеня
хронологию наиболее значимых (и напряженных) для него периодов. Это, после
февраля, 10-15 марта, затем период с 5 мая по 17 июня (особенно 19-31
мая), затем период с 25 июля по 10 августа 2002 года. Теперь мы уточняем
самые критические для него периоды. Наиболее вероятно, что крупная реорганизация
правительства начнется в марте и продолжится в мае. Мы подтверждаем и
наш прогноз о том, в мае может уйти в отставку и сам М.М.Касьянов. Если
этого все же не произойдет в мае, то максимум, до которого может продлиться
его премьерство, это ноябрь 2002 года. Однако, период с мая по ноябрь
в нашем анализе выглядит для него весьма тяжело.
Из информационного бюллетеня №02_02
В полном соответствии с нашими прогнозами
январь стал для правительства и лично для М.Касьянова весьма тяжелым периодом.
Прежде всего, это оказалось связано с введением ранее запланированного
повышения тарифов естественными монополиями и с резко негативной реакцией
на это многих политических сил, элит, общественного мнения и СМИ. При
этом самым бескомпромиссным противником повышения монополиями тарифов
был и остается главный советник Президента по экономике А.Илларионов,
тяжелый для правительства "нюанс". Напомним, что А.Илларионов
считает даже прошлогодние (до повышения) тарифы на электроэнергию и транспортные
перевозки завышенными примерно на 40% и обвиняет руководство естественных
монополий в "проедании" прибылей, сверхвысоких (относительно
средней по стране) зарплатах и других грехах (см., например, "АиФ"
N 3, 2002 г., с.6). Нет полного единодушия относительно повышения тарифов
и в самом правительстве.
Однако в середине января последовало резкое повышение тарифов на газ (35%),
железнодорожные пассажирские перевозки (30%), ожидается повышение тарифов
на грузовые перевозки и на электроэнергию (25%). Что касается РАО ЕЭС,
то А.Чубайс в январе заявил, что тарифы на электроэнергию будут повышены
в феврале и июне, в два этапа. Более подробный анализ ситуации в РАО ЕЭС
мы даем в общем разделе прогнозов по России и в персональных прогнозах
по А.Чубайсу.
Понятно, что это прямой путь к сильному росту цен на потребительские товары
и выход инфляции из запланированных в бюджете рамок. Кстати, мы в прошлом
выпуске ИБ (N 1-2002, с.23) прогнозировали на февраль резкий рост инфляции.
Как комментирует свои шаги правительство? Министр А.Починок (в передаче
НТВ "Герой дня" 15 января) заявил, что правительство вынужденно
идет на это, но оно ограничивает этот рост, например, инвестиционная программа
МПС была срезана правительством почти в два раза. По его словам, бывший
министр МПС Н.Аксененко собирался повысить тарифы сразу на 60%. Новый
министр (Фадеев) отказался от нескольких дорогостоящих инвестиционных
проектов. И все равно, по словам министра, пассажиры оплачивают лишь 2/3
затрат МПС. С 20 января должны были повыситься тарифы на грузовые перевозки
(на 14%), но это повышение было отложено решением правительства 17 января.
Однако весной железнодорожные тарифы должны вырасти еще на 11% и летом
на 3%. Далее, обосновывая позиции правительства в части, например, неизбежного
роста оплаты за жилье, А.Починок сослался на то, что для бедных существуют
жилищные субсидии, но, по его словам, меньше половины имеющих на это право
обращаются. Далее А.Починок заявил, что доходы бюджетников растут и уже
в январе вырастут больше чем на 6% (с учетом инфляции). То есть рост доходов
опережает и должен далее опережать инфляцию. И все же, что бы ни говорили
в свое оправдание представители правительства, за всю историю России еще
не было прецедентов, чтобы и цены повышали, и пенсии и зарплаты бюджетников
за этим поспевали.
Итак, рост инфляции и ухудшение уровня жизни, как мы и прогнозировали,
неизбежны уже в феврале. По закону бюджета 2002 года, если инфляция превзойдет
6%, то должна быть проведена индексация пенсий. В середине января инфляция
была еще меньше 1%, но многие аналитики говорят уже о 16% инфляции в ближайшие
месяцы. В бюджете инфляция заложена в размере 14% на весь год. Все это
по нарастающей будет развиваться и приведет к большим проблемам для правительства
уже в феврале-марте.
ПРОГНОЗЫ. Напомним, что слухи о якобы предстоящей вот-вот отставке М.Касьянова
возникали с самого начала его утверждения премьер-министром с периодичностью
примерно раз в квартал, однако, до последнего времени мы каждый раз уверенно
опровергали эти слухи и писали о том, что, во-первых, именно цены на нефть
в конечном счете решают судьбу правительства и его лично (ИБ N 1-2001)
и, во-вторых, что решающей для М.Касьянова будет зима 2001-2002 годов
(ИБ N 7-2001). По нашему мнению, М.Касьянов оказался не готов быстро,
адекватно и эффективно реагировать на быстро меняющиеся после событий
11 сентября внешние обстоятельства, как на негативные (нестабильность
цен на нефть), так и на позитивные (новые возможности в отношениях с Западом).
Начиная с декабря прошлого года, мы определили как критический лично для
М.Касьянова в 2002 году май: его отставка наиболее вероятна в мае (ИБ
N 1-2002). Напомним приведенную в прошлом выпуске бюллетеня хронологию
наиболее значимых (и напряженных) для него периодов. Это, после января,
вторая половина февраля, 10-15 марта, затем период с 5 мая по 17 июня
(особенно 19-31 мая), затем период с 25 июля по 10 августа 2002 года.
Теперь мы уточняем самые критические для него периоды. Наиболее вероятно,
что крупная реорганизация правительства начнется в марте и продолжится
в мае. Мы подтверждаем и наш прогноз о том, в мае может уйти в отставку
и сам М.Касьянов. Если этого все же не произойдет в мае, то максимум,
до которого может продлиться его премьерство, это ноябрь 2002 года. Однако
период с мая по ноябрь в нашем анализе выглядит для него весьма тяжело.