В области электроэнергетики, основной
темой декабря стали вопросы инвестиций в отрасль. Так, 3 декабря состоялось
заседание правления РАО ЕЭС, на котором был рассмотрен вопрос о привлечении
внешнего финансирования для завершения строительства первой очереди Северо-Западной
ТЭЦ под Петербургом. Подчеркивается, что это первый в России инвестиционный
проект в рамках программы "5000 МВт", при этом привлечение инвестора
будет осуществляться на тендерной основе. Затем 11 декабря в Москве прошла
конференция РАО ЕЭС - открытая компания, на которую были приглашены ведущие
бизнесмены страны. Основным выводом, сделанным на конференции, стала задача
привлечения долгосрочных стратегических инвестиций в энергетическую отрасль.
И, пока нет четких механизмов функционирования рынка, для стратегических
инвесторов разрабатываются краткосрочные программы. А.Чубайс отметил,
что в 2002 году для РАО ЕЭС предстоят значительные перемены, которые сделают
компанию более инвестиционно привлекательной, начнется перераспределение
активов между новыми юридическими лицами, начнут работать Федеральная
сетевая компания, Администратор торговой системы и системный оператор.
А.Чубайс отметил, что уже ведутся переговоры о сотрудничестве с крупными
нефтяными компаниями.
Однако уже 18 декабря на заседании правительства речь шла об инвестиционной
программе не для отдельных кампаний, а для электроэнергетической отрасли
в целом, включая атомщиков. При этом подчеркивалось, что в каждой из них
государство владеет контрольным пакетом акций, и курировать программу
будут два министерства - Минэнерго и Минэкономразвития. Учитывая, что
в последнее время у РАО ЕЭС существуют трения с Минэкономразвития (по
вопросам назначения менеджеров в дочерние компании), ситуация становится
для РАО проблемной. Остается неясным, насколько РАО ЕЭС и А.Чубайсу удастся
сохранить свою обособленность и контроль за финансовыми потоками. По нашим
прогнозам, основные структурные перемены в 2002 году пройдут в отрасли
в июле-августе, и лично для А.Чубайса закончатся более чем удовлетворительно.
Вторым важнейшим моментом для А.Чубайса стало его участие в деятельности
съезда СПС, на котором он был избран сопредседателем политсовета, и его
назначение куратором питерского отделения СПС. В то время как большинство
чиновников высокого ранга вслед за В.Путиным объявляют о приостановлении
своего членства в партиях (в том числе и соратник А.Чубайса по партии
С.Кириенко), А.Чубайс из неформального лидера партии постепенно становится
официальным лицом. И также постепенно к этому привыкают окружающие, уже
не выражая таких протестов, как это было весной 2001 года, когда Думой
был поднят вопрос (поддержанный Президентом РФ) о невозможности лично
для А.Чубайса совмещения партийной деятельности с руководством крупнейшей
компанией. В речи А.Чубайса на съезде обращают на себя внимание два момента:
подтверждение лояльности по отношению к Президенту в противовес выступлению
Б.Немцова, критиковавшему кадровую политику, проводимую В.Путиным, и формулировка
одной из задач СПС как вхождение в элиту, имеющую возможность влиять на
внешнюю политику России. В настоящий момент от А.Чубайса следует ожидать
более активного участия в политической жизни, прежняя сфера деятельности
становится для него тесна.
По-прежнему не прекращаются конфликты РАО ЕЭС с губернаторами. Так, А.Чубайс
назвал позицию губернаторов в отношении региональных "АО-энерго"
одной из главных проблем и подчеркнул, что требование возобновить бесплатное
энергоснабжение выполняться не будет и что принципиальная поддержка Президента
В.Путина в этом вопросе им уже получена. Однако, по нашим прогнозам, такая
поддержка, по крайней мере, в начале года, будет не настолько полной,
насколько А.Чубайс рассчитывает. Скорее всего, первым пробным шаром в
этом отношении станет Курганская область, в которой уже сейчас сложилась
чрезвычайная ситуация с энергоснабжением. РАО ЕЭС и Минэнерго уже называют
ее "курганским кризисом" и соотносят по сложности с энергетическими
проблемами Приморья. С сегодняшними запасами топлива отопительный сезон
в этом субъекте закончится еще до Нового года. Одной из основных причин
называют общий кризис экономики Курганской области, что порождает проблему
долгов, в первую очередь бюджетных.
Продолжается перешедший в заочную фазу конфликт мэра Москвы с А.Чубайсом.
Ю.Лужков выразил желание вмешаться в ситуацию, сложившуюся в ОАО "Мосэнерго",
которое не способно четко организовать работу и договориться с "Газпромом",
планирующим в 2002 году сократить на 1 миллиард кубометров поставки газа
в Москву. Хотя дальнейшего развития ситуация пока не получила.
Стоит упомянуть, что в рейтинге наиболее влиятельных российских политиков
по итогам 2001 года, составленном социологической службой Общественного
фонда содействия развитию регионов России "Регион-Центр", А.Чубайс
занимает высокое пятое место, обогнав даже главу МЧС С.Шойгу, занявшего
шестое. Аналитики отмечают четкую тенденцию усиления влияния энергетики
на политику, особенно с началом отопительного сезона.
По нашим прогнозом, в целом 2002 год будет для А.Чубайса успешным. Можно
выделить следующие этапы.
Февраль - начало активного этапа реформ, улучшение финансового положения
компании.
Март - неустойчивое положение А.Чубайса, возможны разговоры об отставке
с должности, но вероятность реализации этого крайне мала.
Май - укрепление позиций, сильная поддержка со стороны официальных структур
и Президента.
Июль - активная политическая деятельность.
Июль - август - возможны серьезные организационные перемены, финансовые
проверки в компании. Сам А.Чубайс в это время примет активное участие
в долгосрочном экономическом планировании.
Начиная с июля, положение А.Чубайса прогнозируется как стабильно прочное.
Январь прогнозируется для А.Чубайса проблемным, чреватым конфликтами,
официальными сложностями. Для компании возможно серьезное нарушение финансовых
планов. В январе возможна коррекция линии, проводимой А.Чубайсом (по всей
вероятности, в связи с деятельностью Правительства, направленной на рассмотрение
не отдельных компаний, а отрасли в целом, и усиление контроля за финансовыми
потоками), частичное переключение на другой вид деятельности, внимание
к смежным отраслям (такая тенденция в настоящий момент уже проявилась,
РАО ЕЭС выразило желание купить контрольный пакет акций Челябинской угольной
компании).
В период 2-6 января вероятна актуализация вопросов собственности компании,
организационные изменения, активизация оппонентов.
8-16 января прогнозируются конфликты в политической среде, в том числе
в связи с партийной деятельностью А.Чубайса.
12-20 января вероятны изменения в деятельности рабочей группы, работающей
по реформированию отрасли и компании. Прогнозируется также нарушение финансовых
планов. Возможно, это будет связано с тарифной политикой. В то же время
действия в регионах будут успешны, равно как и при заключении международных
договоров.
Из информационного бюллетеня №12_01
В центре внимания сейчас тарифная
политика, во-первых, в свете создания Единого тарифного органа и определения
границ его полномочий, во-вторых, в связи с принятием бюджета, в-третьих,
как некий критерий, который показывает, по какому пути пойдет реформа
электроэнергетики и кто из оппонентов, представляющих разные программы
и подходы, в настоящий момент лидирует. Итак, 9 ноября М.Касьяновым были
подписаны два постановления правительства относительно единого тарифного
органа, создаваемого на базе Федеральной энергетической комиссии. Напомним,
что одним из основных при создании ЕТО был вопрос, на базе какой организации
он создается - ФЭК, Минэкономразвития, Министерства антимонопольной политики.
Теперь при создании ЕТО на базе ФЭК решено усилить новое тарифное ведомство
специалистами других министерств. Аналитики высказывают по этому поводу
некоторые сомнения, так как позиции министерств значительно различаются
именно в области тарифной политики. Так, в настоящее время в тарифы включена
инвестиционная составляющая, которая направляется на реконструкцию объектов
энергетики федерального уровня. Глава ФЭК Г.Кутовой выступает за сохранение
инвестиционной составляющей в тарифах, МЭРТ считает необходимым вычленение
ее из тарифов, так как фактически за счет потребителей будут реконструироваться
объекты, находящиеся в ведении РАО ЕЭС. То, что Г.Кутовой сохранил свой
пост, большинство аналитиков считают победой А.Чубайса. В постановлении
премьера указано, что ЕТО будет исполнять функции по регулированию тарифов
на электричество, транспортировку нефти и газа, железнодорожный транспорт,
воздушное и водное сообщение, хотя ранее допускалась возможность более
широкого функционирования ЕТО. Таким образом, ЕТО будет определять тарифы
естественных монополий, всю остальную их деятельность будет по-прежнему
контролировать МАП, а стратегическую тарифную политику определять само
правительство. Что касается бюджета, то запланированный рост тарифов составит
для электроэнергетики, предположительно, чуть более 32%, для газа - 20%,
в системе МПС - 18%, в то время как темпы инфляции запланированы на уровне
16%. При этом многие экономисты считают, что опережающий рост тарифов
на электроэнергию может подорвать конкурентоспособность российской промышленности.
Таким образом, большинство видит выход в скорейшем создании конкурирующих
между собой генерирующих компаний, что должно привести к снижению тарифов
(отмечается, что многие страны провели реформы электроэнергетики и везде
реальные тарифы снижены примерно в полтора раза). В настоящий же момент
монополии пытаются искусственно ограничить доступ на рынок дешевой энергии.
В связи с этим нелишним будет вспомнить о незавершенном конфликте между
РАО ЕЭС и "Росэнергоатомом", который в июле нынешнего года заключил договор
о поставках в Грузию электроэнергии. До сих пор "Росэнергоатом" не может
начать поставок из-за позиции РАО, считающего заключение договора без
его участия нарушением действующего законодательства и отстаивающего свою
позицию вопреки выводам Министерства по антимонопольной политике и ФЭК.
Между тем, "Росэнергоатом" планирует также экспорт электроэнергии в Турцию,
Финляндию и на Украину, однако пока что ему не удалось создать прецедент,
несмотря на указания, данные РАО ЕЭС организациями, исполняющими роль
арбитра при решении такого рода конфликтов. Нелишним также будет вспомнить,
что разработчики основных направлений реформирования электроэнергетики
собираются отдать функции организатора купли-продажи новой структуре -
Администратору торговой системы так, чтобы ни одна из компаний не имела
возможности доминировать и устанавливать свои правила. По замыслу правительство
будет выступать в качестве наблюдателя, оставляя за собой право устанавливать
правила работы на рынке и присутствовать на нем через своего наблюдателя,
наделенного правом вето. Однако в настоящий момент обеспечить равенство
представительства в АТС не удалось, и РАО ЕЭС отвоевало себе большой пакет
голосов. Тем не менее, в ближайшее время начнет функционировать свободный
рынок электроэнергии, хотя и в пробном режиме объем продаж планируется
до 10%. В качестве возможных проблем называются неплатежи и превышение
предложений энергии над спросом на нее, что может означать значительное
падение цен на энергию. Аналитиками высказывается предположение, что для
удержания завышенных цен на электроэнергию РАО ЕЭС может создать структуру,
ограничивающую квоты на производство электроэнергии. По-прежнему нерешенным
остается конфликт в Курганской области, где промышленники считают рост
тарифов на электроэнергию необоснованным, пытаются оспорить решение через
арбитраж, а некоторые начинают выводить основные производства за пределы
области. В начале ноября по этому поводу высказался губернатор области
О.Богомолов, по словам которого повышение тарифов для промышленных предприятий
вполне обосновано, и вопрос заключается не в этом, а в решениях федерального
уровня - моратории на повышение тарифов в течение финансового года, так
как региональные бюджеты не имеют возможности подстроиться под новые тарифы.
Таким образом, вопрос о тарифах в настоящее время является ключевым, хотя,
по нашим прогнозам, вряд ли в этот вопрос будет внесена окончательная
ясность. Возвращаясь к вопросу об инвестиционной составляющей тарифов,
РАО ЕЭС дает понять, что даже в случае ее сохранения значительно повысить
ее не представляется возможным. В связи с этим РАО ЕЭС предпринимает попытку
разработки промежуточных механизмов стимулирования инвестиционного процесса,
который связывает потенциального инвестора с конкретной группой потребителей.
РАО был сформирован пакет конкретных инвестиционных предложений, которые
были представлены А.Чубайсом руководителям крупнейших энергетических компаний
Европы и Северной Америки. Сам А.Чубайс не сомневается, что к лету 2002
года будет начата реализация части этих проектов, однако, пока непонятно,
какой именно, так как существуют по крайней мере две серьезные проблемы:
нынешние тарифы не включают в себя возврат вложенного капитала, и все
проекты по времени совпадают с реструктуризацией самой компании, что повышает
риски. Говоря о деятельности холдинга, следует также упомянуть о принятом
9 ноября на совете директоров РАО ЕЭС решении об учреждении в январе 2002
г. Федеральной сетевой компании (ФСК), в которой участвует только само
РАО. (Напомним, что в предыдущем выпуске мы прогнозировали на период 5-10
ноября пересмотр вопросов собственности в РАО ЕЭС и удовлетворяющий А.Чубайса
результат этого процесса.) В уставный капитал ФСК будет внесено принадлежащее
РАО ЕЭС сетевое имущество, и функции собрания акционеров ФСК будет выполнять
правление РАО ЕЭС. Заявлено несколько этапов создания компании. В частности,
в 2002 году помимо учреждения ФСК планируется разработка и утверждение
методики расчета сетевого тарифа, в 2003 году - введение сетевого тарифа
и приобретение ФСК у других собственников, в 2004 году - преобразование
ФСК в независимое общество с контрольным пакетом акций у государства.
Решением совета директоров РАО ЕЭС подтверждает свое намерение не выпускать
из рук монополию на передачу электроэнергии и позволяет предположить,
что конфликт с "Росэнергоатомом" далек от завершения. В то же время РАО
ЕЭС фактически заявляет о намерении распрощаться с непрофильными организациями.
Для РАО это, прежде всего, REN TV, купленное в октябре прошлого года у
"Лукойла" за 40 млн долларов. В настоящее время компания преобразуется
в холдинг с целью снижения издержек и оптимизации управления. Считается,
что эту акцию можно рассматривать как предпродажную подготовку. ПРОГНОЗЫ.
Декабрь в целом будет для А.Чубайса успешен. Наибольшая активность прогнозируется
на первую декаду, и хотя многие высказывания и действия А.Чубайса могут
быть подвергнуты негативной оценке со стороны различных групп, это наиболее
эффективный период в декабре для получения преимуществ перед оппонентами.
Нужно отметить, что в начале месяца (1-5) могут распространиться очередные
слухи о потери прочности его положения, однако, они не будут реализованы.
Всю первую половину месяца возможно участие А.Чубайса в принятии решений
относительно оборонного комплекса, возможно достижение им договоренностей
с отдельными заинтересованными лицами, входящими во вновь образующиеся
холдинги. Следует отметить, что этот процесс также останется незавершенным,
возможно, потому, что тактические решения по оборонной промышленности
будут оформляться еще какое-то время, независимо от достижения принципиальных
договоренностей. Что касается запланированного на 14 декабря съезда СПС,
влияние А.Чубайса на принятие решений безусловно и, возможно, будет определяющим.
В период 18-24 декабря прогнозируется заключение А.Чубайсом временных
союзов, преследующие локальные цели. С высокой долей вероятности эти союзы
будут расторгнуты при достижении поставленной задачи.