На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

Чубайс Анатолий Борисович

Из информационного бюллетеня №05_02

По нашим прогнозом, в целом 2002 год будет для А.Чубайса успешным. Можно выделить следующие этапы.
Май - укрепление позиций, сильная поддержка со стороны официальных структур и Президента.
Июнь - активная политическая деятельность.
Июль - август - возможны серьезные организационные перемены, финансовые проверки в компании.
Сам А.Чубайс в это время примет активное участие в долгосрочном экономическом планировании.
Начиная с июля, положение А.Чубайса прогнозируется как стабильно прочное.

Из информационного бюллетеня №02_02

Основными темами января стали тарифная политика, изменение курса РАО ЕЭС по отношению к должникам, назначение главы Федеральной сетевой компании и отставка главы МПС Н.Аксененко, напрямую связанная с проведением инвестиционной политики в естественных монополиях.
В предыдущем выпуске на период 2-6 января мы прогнозировали актуализацию финансовых вопросов и собственности компании. В конце указанного периода состоялось заседание правительства, на котором было принято решение о предельно допустимом уровне повышения тарифов в 2002 году для естественных монополий. Названная цифра составляет 35% для каждой отрасли. Принятый вариант приближен к варианту, предложенному Минэкономразвития: за 2002 год тарифы на железнодорожные перевозки должны вырасти на 20%, электроэнергию - на 32 %, газ - на 32-34%. Естественные монополии представили другие цифры: 66% - для МПС, 44% - для РАО "ЕЭС России" и 37,5% - для "Газпрома". Точные сроки повышения тарифов не определены, это будет сделано после утверждения инвестиционных программ всех естественных монополий. Тем не менее, будет учтена позиция Президента РФ о недопустимости повышения тарифов до конца зимнего периода. Определенные гарантии в этом дал глава Федеральной энергетической комиссии Г.Кутовой, заявив, что до первого апреля тарифы повышены не будут, кроме цен на газ.
В настоящее время Правительство намерено применить в отношении тарифной политики системный подход, уже есть решение об объявлении тендера на разработку системы согласования тарифов, которая, в конечном счете, должна быть увязана с бюджетным процессом, с тем чтобы заранее прогнозировать рост цен на энергию, газ и транспорт. Предполагается, что в мае-июне (к моменту разработки бюджета на 2003 год) можно будет составить прогноз на рост цен естественных монополий. Это решение явилось результатом исследования неправительственных экспертов о влиянии тарифов на цены производителей (данные отличаются более чем на порядок: так, по оценкам правительственных экспертов, железнодорожные тарифы составляют в алюминиевой промышленности - 0, 6%, в производстве цемента - 1%, в нефтехимии - 1, 4%, по оценкам неправительственных экспертов - в алюминиевой промышленности - 15%, в производстве цемента - 20%, в нефтехимии - 20%). Кроме того, проведена экспертиза по влиянию роста тарифов естественных монополий на инфляцию, в 2001 году их доля составила 22%, в 2002 году она прогнозируется на том же уровне.
Следует также отметить, что споры по поводу включения в тарифы инвестиционной составляющей, то есть средств на реструктуризацию монополий, фактически прекратились. Инвестиционная составляющая в тарифы заложена, все равно денег взять больше неоткуда. Таким образом, в этом вопросе точка зрения А.Чубайса победила.
Одним из ключевых событий стало принятое 15 января решение о составе совета директоров Федеральной сетевой компании. Возглавит его вице-премьер В.Христенко, в состав директоров войдут члены правления РАО ЕЭС, министр экономического развития и торговли РФ Г.Греф, министр атомной энергии РФ А.Румянцев, министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ И.Южанов, министр энергетики РФ И.Юсуфов. Планируется, что ФСК останется естественным монополистом и после реформирования РАО ЕЭС, однако сейчас имеет статус ее дочерней компании. В связи с этим у остальных участников энергетического рынка возникли опасения в том, что им реально будет предоставлен доступ к сети на равных правах с РАО, так как решения будут приниматься хоть и при государственном контроле, но при участии представителей РАО. Возможно, это мнение небезосновательно, так как с помощью арбитражного суда РАО ЕЭС все же удалось пресечь попытки "Росэнергоатома" по экспорту в Грузию. При этом выяснилось, что холдинг сам намерен заключить договор о поставках.
Предполагается, что к 1 февраля 2002 года будет переоценено имущество РАО ЕЭС и определены объекты, передаваемые на баланс ФСК, и с этого момента ФСК начнет свою работу. Однако часть региональных энергокомпаний возражает против передачи своих сетей холдингу, в их числе "Ленэнерго", "Иркутскэнерго", "Татэнерго", "Башэнерго".
Пока что РАО ЕЭС устами своих представителей одобряет создание ФСК и надеется на победу над оппонентами, тем более что в уставе ФСК отражены основные принципы устава РАО, обеспечивающие совету директоров определяющие права в принятии имущественных решений.
В русле нашего предыдущего прогноза в финансовых планах РАО ЕЭС произошли изменения, это стало ясно после встречи главы холдинга с Президентом РФ, на которой А.Чубайсу было рекомендовано помягче относиться к должникам и не допускать отключений электроэнергии, то есть вопросы поставок топлива в регионы решать неформально. Таким образом, появляется вероятность, что использование крайних мер по отношению к должникам применяться не будет или, во всяком случае, будет использоваться более осторожно. По крайней мере, по отношению к тем, которые оплачивают текущие счета. Подытоживая эту информацию, можно сказать, что правительство начинает распространять область собственного контроля и на те факторы, которые раньше считались прерогативой компании. Спор прошлого года между главой холдинга А.Чубайсом и представителями организации по защите прав человека, по всей вероятности, подходит к концу. Во всяком случае, холдинг теряет самостоятельность в решении этих вопросов, и это можно считать одним из признаков, по которому видно, что компания приобретает черты государственной и начинает действовать в соответствии с положениями Конституции. Попытка Президента наладить отношения между муниципальными образованиями и представителями энергетических компаний знаменует поворот от тенденции стремления к экономической выгоде к решению государственных проблем в комплексе. Тем более что некоторые меры правительством предпринимаются. Как и ожидалось, основной причиной кризисов нынешней зимой стали недостатки в жилищно-коммунальном хозяйстве, и пока еще не начато проведение коммунальной реформы, правительство РФ выделяет дополнительные суммы для погашения задолженностей бюджета прошлых лет перед ЖКХ, часть которых направляется энергетикам. Курирует эту линию в правительстве вице-премьер В.Христенко.
Тем не менее, по информации "Коммерсанта", в ходе встречи В.Путина с А.Чубайсом топливный вопрос был отнюдь не главным. Предполагается, что была затронута тема участия в деловой жизни страны Генпрокуратуры, что не лишено оснований, особенно если вспомнить резкие высказывания А.Чубайса в адрес последней после того, как на Н.Аксененко было заведено дело. Кроме того, вероятно, обсуждалась также тема ускоренного сближения России с Западом. Напомним, что в третьей декаде декабря поступило сообщение о переговорах РАО ЕЭС с Европейской комиссией о возможности объединения энергосистем России и Европы. По словам А.Чубайса, сейчас уже восстановлена параллельная работа энергосистемы России с четырнадцатью странами СНГ. За 2001 год энергохолдингу удалось сократить задолженность Украины с 54,7 миллиона до 39,7 миллиона долларов, Казахстана - с 414,3 миллиона до 296 миллиона долларов, Белоруссии - с 22,2 миллиона до 9 миллиона долларов. Предполагается также постепенно увеличивать общий объем экспорта в страны дальнего зарубежья.
Об изменении тактики в поведении А.Чубайса говорит и его заявление о необходимости государственного контроля за масштабными инвестиционными программами естественных монополий. Напомним, что 18 декабря на заседании правительства РФ была согласована инвестиционная программа для РАО ЕЭС на сумму от 22 до 24 миллиардов рублей, что составило 80% всех включенных ее объектов. Возможность включения оставшихся объектов в программу будет рассмотрена в феврале.
Несмотря на необходимость согласований своих действий с правительством, А.Чубайс по-прежнему проводит активную политику внутри холдинга. Нарекания со стороны различных организаций о наличии у РАО ЕЭС задолженности перед бюджетом, закончились списанием долга после операции, проведенной А.Чубайсом по выкупу российского долга перед Чехией. Так, в конце декабря компания РАО ЕЭС приняла на себя обязательства правительства в сумме 1,35 миллиарда долларов перед пражской компанией "Falkon" и выплатила ей 550 миллионов долларов. Разница досталась РАО ЕЭС, поскольку никаких дополнительных взносов не предусматривается.
В заключение отметим, что из всех недавних руководителей естественных монополий "у руля" остался только А.Чубайс, и, по нашему долгосрочному прогнозу, по крайней мере до 2004 года ситуация не изменится. 2001 год был решающим в достижении принципиальных соглашений в лице представителей государства и главы холдинга о продолжении совместной работы.
В феврале коррекция линии, проводимой А.Чубайсом, продолжится. Особенно это будет характерно для первой декады месяца. В течение всего месяца мы прогнозируем для А.Чубайса политическую поддержку и для РАО ЕЭС улучшение финансового положения. Возможно также, что в регионах повышение тарифов состоится раньше, чем это запланировано правительством.
В первой декаде февраля у РАО ЕЭС прогнозируется продолжение проблем с ЖКХ, возможно создание комиссий по проверке деятельности различных дочерних компаний РАО. Скорее всего, при передаче собственности материнской компании на баланс ФСК будет поднят вопрос и о собственности региональных компаний, что должно решаться совместными усилиями РАО и правительства. В данном случае РАО пытается переложить часть ответственности (и работы) на государственные структуры.
Во второй декаде февраля наиболее актуальными для А.Чубайса станут правовые вопросы. Вероятны проблемы с налоговыми службами, неопределенность в реализации конкретных проектов. Скорее всего, последуют длительные обсуждения инвестиционной программы, причем ряд уже утвержденных проектов может быть подвергнут сомнению.
В третьей декаде А.Чубайсом может быть предпринят ряд рискованных шагов, политически верных, однако негативно отражающихся на собственности холдинга.

Вперед