Еще два с половиной года назад, вскоре
после назначения В.Черкесова полномочным представителем президента в СЗФО,
мы писали (ИБNN7-9, 2000г), что одной из главных задач для него (кроме
общих для всех ППП), являлась борьба с коррупцией в окружении петербургского
градоначальника (с которой сам губернатор явно не справлялся). Вряд ли
можно с уверенностью утверждать, что коррупция в Смольном полностью побеждена,
но пять уголовных дел против вице-премьеров (и председателей комитетов)
городского правительства, возбужденные за этот период (последнее дело
было возбуждено уже в феврале с.г.) говорят о многом.
Ни для кого не являлась секретом и еще одна специфическая задача, поставленная
перед В.В.Черкесовым лично президентом: не допустить возможность участия
В.А.Яковлева в предстоящих губернаторских выборах (третьего срока) и обеспечить
в городском Законодательном собрании (ЗС) антигубернаторское большинство.
Не без труда, но и эти задачи в полпредстве СЗФО были решены. Правда,
сам В.Яковлев, видимо, до сих пор не считает себя (вернее, свои амбиции)
побежденным и, мы полагаем, В.Матвиенко придется еще немало потрудиться,
чтобы, во-первых, ЗС мог спокойно работать, и, во-вторых, чтобы действующий
губернатор окончательно расстался со своим желанием пойти на пресловутый
третий срок. Подробнее об этом - в разделе прогнозов для В.Матвиенко.
Теперь подробнее о новой должности В.Черкесова. Большинство аналитиков
сходятся во мнении, что его назначение председателем Госкомитета по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств является фактически
понижением его статуса в российской политической иерархии. На первый взгляд
так оно и есть: должности полпредов президента соответствуют рангу вице-премьера
в правительстве, а тут - "всего лишь" председатель Госкомитета.
Некоторые аналитики считают также, что вся совокупность реорганизации
(укрупнения) силовых ведомств, проведенная В.Путиным 11 марта, есть лишь
новый этап борьбы "команды Путина" с "Семьей". Так,
на сайте АРИ.ру 12 марта были опубликованы следующие строки (из статьи
В.Уверова):
"В Кремле серьезные парни борются за власть, здесь не до таких мелочей,
как ощутимые результаты в сфере, к примеру, борьбы с оборотом наркотиков.
Кстати, создание данного Госкомитета наиболее ярким образом демонстрирует,
чем руководствовался Кремль, принимая вчерашние решения. Многие заметили,
что передача новой структуре штата и материальных средств Налоговой полиции,
то есть, по сути, массовая переквалификация разветвленной государственной
структуры, не будет способствовать эффективной борьбе с наркоманией и
наркоторговлей. Ведь целому ведомству предстоит заново осваивать новый
род деятельности, выстраивать работу, набираться опыта. Так что о борьбе
с наркотиками нам всем по крайней мере на какое-то время придется забыть.
Впрочем, до сих пор в этой сфере государство не достигало каких-либо ощутимых
результатов. МВД, погрязшее в коррупции, ловило всегда мелких наркоторговцев,
а корни этого зла оставались вне досягаемости. Думается, и сегодня мало
кто рассчитывает на то, что в сети российских правоохранителей попадутся
настоящие акулы наркоторговли. Отсюда следует единственный вывод: в данном
случае президента интересует силовое ведомство как таковое, а вовсе не
то, чем оно занимается. И появление на посту главы нового Госкомитета
Виктора Черкесова, бывшего полпреда президента, только подтверждает данный
вывод."
Неверно! Борьба с наркомафией в стратегической перспективе является для
спецслужб и силовых ведомств России не менее (если даже не более) важной
задачей, чем борьба с терроризмом. Напомним, что мы писали о наркоторговле
и проблеме вырождения нации два года назад, в апреле 2001 года (Иб5-2001,
с.7-8):
"За год в Афганистане производят 500 тонн героина, значительная
его часть идет в Россию. В 2000 году МВД "выловило" около 1.5
тонн героина, - значит, сотни тонн расходятся по стране! В настоящее время,
по данным МВД, в России около 2 млн зарегистрированных наркоманов. За
пять лет их число увеличилось в 5 раз, а среди подростков - в 300 раз!
Аналитические службы Минздрава и МВД подсчитали, что если 7% населения
России (т.е. примерно 10 млн человек) "сядет на иглу", то России
наступит конец без всякой внешней войны: подростки, начинающие прием героина
в 14 лет, не доживают в среднем даже до 19 лет! И все это происходит на
фоне чрезвычайно плохой для России общей демографической ситуации: естественная
убыль населения составляет около миллиона в год и примерно на столько
же возрастает ежегодно число инвалидов. Если темпы наркотизации России
сохранятся, то критические 7% будут достигнуты через пять-семь лет…"
Напомним, это мы писали (по материалам обзоров СМИ) два года назад. В
2002 году, по данным МВД, удалось перехватить не более 1% всех проходящих
в Россию потоков наркотиков. Значит, мало что изменилось за два года.
Россия почти вплотную подошла к "черте невозврата", когда деградация
и демографический коллапс титульной нации станут необратимыми. Вот в такой
ситуации В.В.Черкесов получил свое новое назначение. Говорить о каком-то
"понижении" или "борьбе кланов" тут абсолютно неверно.
Тогда, три года назад, мы писали о том, что резко снизить темпы наркотизации
среди молодежи без введения чрезвычайных мер невозможно. Вероятно, создание
Госкомитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков является последним
рубежом перед введением этих чрезвычайных мер. Если новое ведомство под
руководством В.В.Черкесова в ближайшие два года не справится со своей
задачей, не переломит ситуацию, не выявит и не изолирует истинных (московских)
наркобаронов (а не ограничится только ловлей наркоторговцев), то введение
чрезвычайных мер станет неизбежным. В США в последние годы спецслужбам
удалось добиться перелома среди белых американцев, - в этой среде потребление
наркотиков резко упало. Значит, это возможно и в России.
Мы полагаем, и опыт работы В.Черкесова в Санкт-Петербурге говорит о том,
что он способен к планомерной и эффективной "осаде" сложной
проблемы, связанной с коррупцией в верхних эшелонах власти, - а именно
это и есть главная проблема в борьбе с наркоторговлей, с наркотизацией
России. Естественно, борьба с коррупцией требует от спецслужб управления
из единого центра. Этой задаче и служат мартовские реформы В.Путина, и,
как видно, в том числе и назначение на новую должность В.В.Черкесова.
Большие перемены в новом ведомстве Черкесова (или в его личной карьере)
можно ожидать в период с ноября с.г. по июль 2004г., с кульминацией в
феврале 2004г.