Мы размещаем этот материал в разделе «Внутренняя политика», так как
отношения с Белоруссией с самого начала «ельцинско-лукашенковских» инициатив
1996 года были обусловлены в России (и в Белоруссии) прежде всего внутриполитическими
соображениями. Б.Ельцин в 1996 году исходил из чисто популистских позиций,
зная, что стремление к объединению найдет отклик как у россиян, так
и у белорусов. Кроме того, возможно, он испытывал некий «комплекс вины»
за развал СССР и пытался восстановить то единственное, что было возможно
после развала - союз с Белоруссией. У В.Путина «комплекса вины» за развал
СССР нет, и в политике он руководствуется прагматическими соображениями.
Мы еще в декабре 2001 года (информационный бюллетень ИБ1-2002), анализируя
перспективы развития Союза РФ-Белоруссия, пришли к выводу, что в 2002
году эти отношения будут до лета носить вялотекущий характер, а затем,
в марте с.г. (ИБ4-2002) мы прогнозировали уже более негативный сценарий,
а именно то, что после встречи Дж.Буша и В.Путина эти отношения сильно
ухудшатся, и что В.Путин выступит с резкой критикой Лукашенко и его
планов объединения. Так оно и произошло. 13 июня президент РФ подверг
беспрецедентно резкой критике белорусский проект объединения. Российские
СМИ достаточно подробно комментировали и продолжают комментировать все
связанное с этим скандалом, так что мы не будем здесь повторять уже
общеизвестное.
Остановимся на другом. Какова будет реакция самого «батьки» Лукашенко.
Неделю после 13 июня он, похоже, просто был в шоке, отмалчивался, а
за него происходящее не очень внятно комментировали его чиновники и
депутаты подконтрольного ему парламента. Б.Ельцин в середине июня, будучи
в Минске, как будто осудил позицию В.Путина, однако, стоило обратить
внимание на то, что выражение лица А.Лукашенко при этом отнюдь не выражало
радости. Мы полагаем, что со стороны Б.Ельцина это был лишь дипломатический
ход, направленный скорее на смягчение скандальной ситуации, чем действительный
шаг в поддержку А.Лукашенко. Трудно представить, что российский избиратель,
среди которого рейтинги Ельцина чрезвычайно низки, изменит свое мнение
после какого бы то ни было его выступления.
Между тем В.Путин на пресс-конференции 24 июня довольно четко ответил
на вопросы о перспективах российско-белорусских отношений. Если предложения
Лукашенко (по конституционному акту РФ-Белоруссия) сводятся к созданию
единого парламента и при этом оставления за Белоруссией права вето на
его решения, то В.Путин предлагает фактически модель ЕС, в которой страны
ЕС остаются суверенными, со своими парламентами, которые ратифицируют
решения всеевропейского парламента (ПАСЕ) и руководства ЕС после их
принятия. Фактически В.Путин предлагает лишь создать союзный парламент,
а в политическом устройстве России и Белоруссии после объединения ничего
не менять. Это минимальная модель союзного государства, - даже, очевидно,
это будет не союзное государство, а союз двух государств.
Теоретически возможны четыре дальнейших сценария:
1. После некоторого периода «выяснения отношений» - полная покорность
Лукашенко «воле Кремля», которая, естественно, со стороны Москвы будет
завуалирована в тактичную и приемлемую для Лукашенко форму. В этом случае,
со временем, Белоруссия станет чем-то вроде «второго Татарстана» в составе
России. Видимость «равноправия» будет соблюдена, но это будет только
видимость, и только на первых порах после образования Союза.
2. Некоторые СМИ (как «НГ» от 18.6.02) рассматривают сценарий ухода
Лукашенко в отставку, однако, сами авторы такого сценария признают его
крайне маловероятным.
3. Резкий разворот Лукашенко в сторону Запада и показная, демонстративная
утрата всякого интереса к продолжению работы по созданию Союзного государства.
4. Наиболее вероятно - Лукашенко в конце концов все же вынужден будет
принять «минимальную модель» В.Путина.
Однако, это будет «в конце концов». Мы прогнозируем, что уже в ближайшие
дни, 25-30 июня, А.Лукашенко предпримет скандальные шаги, причем самое
неожиданное продолжение последует с его стороны 10-19 июля. Теоретически
он может заявить о смене внешнеполитической ориентации Белоруссии, о
ее стремлении установить приоритетные отношения с Западом и даже о желании
войти в НАТО. Если бы это имело реальную перспективу, то для России
это был бы самый сильный удар, какой только можно себе представить.
Десятки многообразных геополитических, военно-политических и экономических
последствий и проблем стоили бы России гораздо дороже, чем все сегодняшние
расходы на поддержание особых экономических отношений с Белоруссией.
Однако, если это и произойдет - Лукашенко будет блефовать. Ни он сам
не имеет намерений сближаться с Западом (и внутренне не сможет перестроить
свою психологию), ни Запад не поверит намерениям Лукашенко, и тут же
предъявит ему столько требований, что претензии Кремля покажутся ему
наименьшим из зол. Так или иначе, но на конец июня и середину июля мы
прогнозируем громкое развитие скандала, и не ислючено, что скорее всего
по этому, «западному» сценарию. Впрочем, не исключен и совсем уж экзотический
вариант - китайский. Тогда в июле Лукашенко предстоит поездка в Китай.
На самом деле для Лукашенко это было бы логичнее. И все же, самый вероятный
вариант - А.Лукашенко в яркой форме, после некоторых громких или скандальных
заявлений, но примет вариант В.Путина.
Б.Романов