-AdRiver-

На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

Реклама

-AdRiver-
 
-AdRiver-
 
-AdRiver-
 
-AdRiver-
 
-AdRiver-

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

СВОД НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ В ХОЗЯЙСТОВАНИИ

(Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора) Гостиничный комплекс «Даниловский», 4 февраля 2004 года; Служба коммуникации ОВЦС МП»
Приводится в сокращении. (сокращены комментарии авторов «Свода», добавлены наши комментарии – они выделены курсивом)
Интересно, что одним из главных разработчиков этого «Свода» был С.Ю.Глазьев. Это тем более интересно, что, как будет видно, все десять нравственных принципов так или иначе расходятся с коммунистической доктриной.

Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Впрочем, эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное толкование библейского текста. Скорее речь идет о положениях, вытекающих из Божиих заповедей в их широком понимании, а также из многовекового религиозно-нравственного наследия, в том числе российского.
Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности. Возможно, реальность еще долго не будет соответствовать данному документу. Но нельзя заранее говорить, что цель следования ему недостижима, ибо в стремлении к чистой совести и достойной жизни человек с помощью Божией может пройти сколь угодно трудными путями, даже если дело касается такой непростой сферы человеческого бытия, как экономика.

I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
В истории России были разные подходы к вопросу о приоритете материального или духовного, частных или общественных интересов. Духовный идеал много раз приносился в жертву утилитарным интересам и наоборот. В одни периоды общественное предпочиталось личному, в другие - личное общественному. Эта проблема становилась предметом дискуссий «иосифлян» и «нестяжателей», западников и славянофилов, общественных деятелей постсоветского периода… Исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Впрочем, крайности такого выбора приводили к страшным трагедиям.
Наш комментарий. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень важный комментарий авторов «Свода», прежде всего относительно «частных и общественных интересов». Фактически эта объективная констатация опровергает один из главных тезисов коммунистов о якобы «извечном общинном характере русского народа и общинном идеале». Кроме того, констатация приоритета духовного над материальным противоречит самой основе материалистической (коммунистической) философии).

II. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы… Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность… Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность… Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу… Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений… Деньги - лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело - настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным.
Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды. Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом.
Наш комментарий. Все это, конечно, правильные слова. Основные идеи не новы: это идеи т.н. «народного капитализма», наиболее полно выраженные в «шведской модели». И еще: опять мы видим, как далеки нравственные принципы хозяйствования от коммунистической доктрины. Ау, пролетарии всех стран…

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
…Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как «нечестная игра» обрекает его на неизбежный крах… Общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными (отказ в личном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ)… Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе в вежливости и корректности, сохранении самообладания в любой ситуации, уважении к чужому мнению, даже если оно ошибочно. Не случайно в России главный лозунг делового сословия звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация - это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.
Наш комментарий. Конечно, и это все верно, и также не ново. Наиболее широко и последовательно эти известные принципы воплотились в модели «протестантского бизнеса», в США и в Западной Европе. И опять: Ленин определял социализм как «учет и контроль» – авторы «Свода» апеллируют к дореволюционным принципам русского купеческого сословия.

IV. Человек - не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деградации. Ничто не может оправдать отказа человека от законного времени отдыха, выходных дней и полноценного отпуска. Помимо этого, человек должен иметь возможность для перемены сфер и видов деятельности. Предпринимателям, власти и обществу необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности… Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работников.
Наш комментарий. Конечно, можно соотнести эти очевидные идеи с «коммунистическим идеалом» гармоничного развития человека. Однако, практика социализма от начала до конца противоречила этому принципу. Кстати, до сих пор только во Франции законодательство позволяет любому наемному работнику взять годичный отпуск (правда, за свой счет) для поиска более подходящей сферы деятельности, или просто для отдыха.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.
Национальное хозяйство саморазрушается без эффективных мер социальной защиты. Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, - никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением… Работникам предприятия должны быть открыты возможности для ответственного участия в управлении им, в соответствии с их профессиональным уровнем и образованием, дабы люди могли почувствовать себя партнерами, сопричастными судьбе общего дела… Признание работодателем нынешних и прошлых трудовых заслуг своих работников примиряет прошлое с будущим, укрепляет успех его дела.
Наш комментарий. Эти принципы верны как для социалистического хозяйствования, так и для развитого рыночного хозяйства.

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.
Создание достойных условий труда, строгое соблюдение техники безопасности на производстве - сфера повышенной ответственности работодателя, в том числе государства… Стремление к успеху любой ценой, презрение к жизни и здоровью другого - преступно и порочно.
Наш комментарий. Это настолько очевидно, что не требует выделения в отдельный принцип Свода. Этот пункт спокойно можно было объединить с п.IV. Вероятно, авторы «Свода» просто «дотягивали» число принципов до «магической» (ветхозаветной) десятки.

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит публичному осуждению как безнравственная. Частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих средств. Производственные и предпринимательские структуры, полностью или частично принадлежащие государству, не должны делать политических предпочтений.
Наш комментарий. Конечно, все это верно и особенно актуально для современной России. Можно согласиться и с отнесением этих требований к нравственным принципам. Однако, выделение частных СМИ «отдельной строкой» как-то неприлично демонстрирует некие «ослиные уши».
В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров… Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества.
Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм.
Наш комментарий. Здесь смешано в одну кучу очевидное и сомнительное. Например, что значит «виновные лица»? Имеются в виду находящиеся под следствием, или уже отбывшие наказание (даже и со снятой судимостью)? Или, что значит «медицинское и духовное шарлатанство»? Гомеопатия до сих пор не является общепризнанной сферой медицины. А нетрадиционная медицина, народные целители? Что касается «духовного шарлатанства», то под это определение можно подвести едва ли не любой вид бизнеса, связанный, например, со СМИ, или с любой политической партией!

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность - должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кармана неположенное, подлежит публичному позору… Производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе, которая есть достояние не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений...
Нельзя злоупотреблять отчаянием людей, соглашающихся на низкую зарплату ради хлеба насущного. Оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума.
Наш комментарий. Это все также настолько очевидно, что не требует выделения в отдельный принцип Свода. Этот пункт спокойно можно было объединить с п.V. (Точно также как п.IV с п.V). Вероятно, авторы «Свода» просто «дотягивали» число принципов до «магической» (ветхозаветной) десятки. Кроме того, отметим стилистическую небрежность авторов: разве можно в контексте нравственности говорить о «злоупотреблении отчаянием людей»? Что же, «использовать отчаяние» (в «разумных» мерах) можно, а нельзя только «злоупотреблять?!

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
Конкуренция - один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости… При ведении конкурентной борьбы нельзя пользоваться нравственно ущербными приемами. Так, предприниматель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверенную информацию о своих деловых партнерах. Реклама, содержащая откровенный обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную незрелость детей и подростков - должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом. Нельзя оскорблять в рекламе религиозные и национальные чувства людей.
Наш комментарий. Этот пункт спокойно можно было объединить с п.III. Опять видно, что авторы «Свода» просто «дотягивали» число принципов до «магической» (ветхозаветной) десятки.

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость. Национализация частной собственности нравственно оправдана только тогда, когда ее использование заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей. В любом случае изъятие собственности должно проводиться строго по закону и при условии справедливой компенсации.
Это в равной степени относится к процессам отчуждения государственной и общественной собственности. Ее незаконный захват почти всегда сопровождается разрушением национальной экономики и страданием миллионов людей…
Наш комментарий. Слава Богу, что принцип уважения (неприкосновенности) собственности выделен отдельным пунктом! Правда, по важности (особенно для России) его можно было поставить и в число первых.

В заключение этого анализа напомним некоторые факты.
Во-первых, относительно нравственных принципов и заботы о наемных рабочих в царской России. Один из лидеров движения «Россия православная» А.Буркин в книге «Начало» (М., 1997) напоминает:
«В царствование Императора Николая II, еще до созыва первой Государственной Думы, были изданы специальные законы для обеспечения безопасности рабочих в горно-заводской промышленности, на железных дорогах и предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья рабочих. Социальное страхование было установлено в 1912 году. По тому времени Императорское социальное законодательство было несомненно самым прогрессивным в мире. Президент США Тафт в том же году публично заявил: «Император (Николай II) создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может»
.
Вообще заметим, что за последние 10-12 лет многие экономисты (православные) ставили вопрос о нравственных принципах российской экономики. Можно назвать О.Платонова (Путь национальной реформы в экономике, «Молодая гвардия», 1995, 9), А.Глаголева (Христианская экономия, «Вопросы экономики», 1993, 8), Э.Афанасьева (О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики, «Вопросы экономики», 1993, 8), А.Буркин (Начало, М., 1997).

Созерцатель

 

-AdRiver-

25 недель беременности двойней