Если спросить руководителей любого уровня:
"Что является основным фактором их успешной деятельности?",
то в подавляющем числе случаев ответ будет одинаков: "Кадры решают
все!". От декларирования этой давно известной истины, до глубокого
ее понимания лежит огромное расстояние. А уж если говорить о реализации
истины в смысле воспитания кадров, то чаще всего декларацию и реализацию
разделяет непреодолимая пропасть. При всем нашем недоброжелательном отношении
к деятельности Березовского, можно констатировать, что пожалуй ему одному
в правление Б.Ельцина на государственном уровне удавалось "готовить"
и "расставлять" кадры так, чтобы "они решили все".
При этом успешно решались достаточно противоречивые задачи, когда создавались
коллективы (группировки) для решения стратегических задач и когда назначались
руководители различного уровня, не имеющие вокруг себя кадров и вынужденные
во всех вопросах опираться на Бориса Абрамовича с его "кадрами".
Но вернемся к обозначенной теме статьи и попробуем проанализировать подготовку
руководящих кадров в современной российской армии, имея ввиду, что некоторые
политологи прогнозируют возможность развязывания Третьей мировой войны
на 2008 г.
Не анализируя достоверности данных прогнозов, обратим внимание читателей
на один весьма важный фактор. С учетом сложившейся демографической обстановки
к этому времени население России составит около 2% от общего населения
Земного шара, при том, что занимаемая нами территория составляет около
16%, а полезные ископаемые по разным оценкам могут составлять до 20-30%
мировых. В условиях прогнозируемых будущих войн отвергать вероятность
агрессии против России было бы легкомысленно. В подавляющей части случаев
противостояние экспансии является задачей вооруженных сил ВС (в том числе
и в варианте сдерживания).
Нынешние победы России "на фронтах борьбы за мир" вряд ли будут
гарантировать невозможность прямой агрессии или других видов экспансии
против нашего государства.
Что касается плачевного состояния ВС, об этом говорилось много и в процессе
буксовавшей и вновь выдвигаемой на первый план военной реформы будет сказано
еще достаточно. Остановимся пока только на кадровой проблеме. Предварительно
заметим, что не более четверти века назад в СССР от закладки до спуска
на воду атомной ракетной подводной лодки требовалось примерно 2 года.
При этом время на подготовку командира такой (да и значительной части
других больших новых для данного времени кораблей) составляло не менее
15 лет. Очевидно, что такие сравнения не совсем правомочны и не учитывают
всего цикла создания современного корабля, но задумываться о данных цифрах
все-таки следует. Тем более, что исторического опыта и в России, и во
всем мире достаточно. Чего стоит хотя бы неудавшаяся попытка России "совершить
перестройку" младшими научными сотрудниками, закончившаяся тем, что
подавляющая часть высших руководителей государства оказалась представителями
бывшего руководства КПСС, ВЛКСМ и военно-промышленного комплекса. Но это
гражданский и отрицательный опыт кадровой политики.
Что же касается опыта военного и положительного, то пожалуй самым ярким
его примером является опыт Германии после Первой мировой войны. Получив
после подписания капитуляции существенные запреты в строительстве подводных
лодок, крупных кораблей, авиации и танков, Германия занялась в первую
очередь активной подготовкой кадров для эксплуатации, боевого использования
и проектирования этих видов военной техники. Кадры готовились как в гражданских
ВУЗах самой Германии, так и за рубежами страны. Значительный вклад в подготовку
военных кадров Германии внес и СССР. У нас готовились и немецкие моряки,
и летчики, и танкисты. Значимым можно считать и подготовку научных и конструкторских
кадров в лабораториях и бюро, организованных на нашей территории.
Получив через полтора - два десятка лет "возможность нарушать"
ограничения, наложенные мирным договором, Германия фактически не почувствовала
описанной нами временной разницы в создании, например, кораблей и подводных
лодок и в подготовке кадров для их боевого использования.
Учитывает ли Россия этот опыт? Судя по сегодняшнему состоянию с подготовкой
военных кадров приходится сделать скорее всего отрицательным вывод. К
основным факторам, определяющим неудовлетворительное состояние подготовки
военных кадров следует отнести следующие:
1. Резкое падение образовательного уровня кандидатов, поступающих в военные
училища.
Это обусловлено следующими причинами:
- общее снижение уровня подготовки в средней школе за последние 10-15
лет;
- формированием контингента абитуриентов военных училищ из наиболее слабо
подготовленных выпускников. Это определяется как политикой государства
по отношению к армии в период правления Горбачева и Ельцина, так и общей
ликвидацией духа патриотичности в государстве в эти периоды;
- преследованием определенной частью абитуриентов цели поступления, не
связанной с целью последующей защиты Отечества.
2. Значительное ухудшение уровня подготовки в высших военных учебных заведениях.
Это обусловлено следующими причинами:
- реформирование высшей военной школы, выразившееся в ликвидации части
учебных заведений или их объединении с потерей лучших педагогических и
научных кадров;
- затруднения в использовании созданного десятилетиями учебно-методического
материала из-за низкого исходного уровня обучаемых. Многие учебные курсы,
учебники и учебные пособия, созданные в 60-90 годы в настоящее время не
используются из-за сложности, что в принципе противоречит здравому смыслу
если считать что наука и образование (в целом знания) должны двигаться
только вперед;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- снижением статуса и категорий преподавателей в значительной части ВВУЗ,
что приводит как к общему недостатку опыта обучения преподавателями, так
и их раннему уходу с преподавательских должностей.
3. Уход наиболее способных курсантов из училищ до их окончания и наиболее
подготовленных офицеров-выпускников в первые годы службы. Возможность
более успешной реализации своих способностей в других областях деятельности
на фоне нищенского состояния жизни офицерских кадров и недостатков патриотического
воспитания фактически обескровливает российскую армию.
4. Значительное сокращение значимости обучения в войсках и на флотах,
обусловленное резким сокращением боевой подготовки и ухудшением ее содержания
из-за отсутствия финансирования. Сокращение опыта несения боевых дежурств
и боевых служб для флота.
5. Резкое падение престижа и уровня академической подготовки, обусловленное
как предыдущими причинами, так и, в частности, отменой экзаменов и конкурсов
при поступлении в академии.
Можно было бы перечислить и еще целый ряд факторов, однако уже и по описанным
можно сделать вывод, о том что отрицательные итоги подготовки военных
кадров, которые придутся для высшего руководящего звена армии на 2005-2010
годы, будут такими, по сравнению, с которыми репрессии военных кадров
36-37 годов покажутся "легким испугом".
Достаточно сказать, что уже сейчас на флоте не без труда удается отыскать
кандидатов для назначения на должности командиров крупных кораблей и атомных
подводных лодок. Так кого же Президент будет "назначать генералами"
через пять-десять лет? Кто вы, полководцы третьей мировой? Ясного ответа
на эти вопросы нет, да и, наверное быть не может. Вакуум последних 10-15
лет "заполнить доброкачественно" теперь уже не удастся.
Должен ли понимать В.В.Путин эту проблему? Хотелось бы, чтобы это было
так, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что количество
текущим проблем и задач, доставшихся ему после Ельцина огромно, и оно
снижает актуальность любой перспективной проблемы. Очевидно лишь то, что
кто-то в его окружении должен в целом понимать поставленную проблему и
давать президенту рекомендации по текущим решениям в правильном направлении.
Создается впечатление, что таких людей или нет, или они не дают необходимых
рекомендаций. Свидетельством этого предположения служит снятие командующего
Северным флотом адмирала Попова. Если его сняли - как говорилось - не
за "Курск", а за все остальное…., то остальным является то,
что Северный флот по сравнению с другими флотами и военными округами является
одним из лучших (боеготовых). Сможем ли мы в ближайшие пять лет подготовить
таких командующих как Попов? Скорее всего нет! Так кто же вы, полководцы
третьей мировой? Пусть хоть кто-нибудь попытается дать ответ на этот вопрос
и дать его так, чтобы это было убедительно для людей отдавших более тридцати
лет службе в армии и с сожалением смотрящих на то, что осталось в ней
сейчас.